Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в ст. 40 Конституции РФ и Жилищном кодексе РФ.
Губернатор края принял решение максимально усилить работу по решению проблем дольщиков, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков. Был сформирован сводный реестр пострадавших участников долевого строительства жилья, в который вошло 586 человек. Для них на условиях софинансирования ведется строительство двух жилых домов на 406 квартир. Достроены проблемные объекты города Барнаула по ул. Э.Алексеевой, 65, Малахова, 148. С учетом возрастающего финансирования жилищного строительства сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России по Алтайскому краю ужесточен контроль за деятельностью организаций, предоставляющих услуги в данной сфере. В производстве следственных органов находятся уголовные дела по 213 преступлениям, совершенным в сфере долевого строительства. Работа по ним продолжается. В итоге существенно снизилось количество обращений от граждан - участников долевого строительства. Такие результаты позволяют говорить о том, что скоро пострадавшие дольщики смогут полностью реализовать свое право на жилище.
В целях реализации целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы принято постановление "О мерах по повышению темпов жилищного строительства в Алтайском крае в 2013 - 2015 годах". Возрождается добрая традиция, связанная с участием предприятий в строительстве жилья для своих работников, как это уже сделал ОАО "Алтайвагон", построив 64-квартирный жилой дом.
Значительно улучшилось положение ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, "чернобыльцев", граждан, прибывших из районов Крайнего Севера, бывших военнослужащих по обеспечению их жилищными сертификатами и субсидиями из федерального бюджета. Алтайский край входит в число 11 регионов, где в 2012 году наиболее успешно была реализована программа "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". На эти цели выделено более 390 млн руб., благодаря чему квартиры приобрели 216 семей.
Вместе с тем, о нарушении жилищного законодательства поступило 315 обращений. Наибольшее количество жалоб (142) связано с предоставлением жилья. Несмотря на позитивные изменения, специалисты муниципальных образований, к чьим полномочиям отнесено решение большинства жилищных вопросов, недостаточно ведут работу с гражданами по разъяснению жилищного законодательства. Порой у человека отсутствует информация о своей очереди в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Все это вызывает обоснованные претензии.
Лица, чье жилье признано непригодным для проживания, имеют право на его внеочередное получение. Однако органы местного самоуправления, не имея его в необходимом количестве, вынуждены создавать "очередь из внеочередников", не принимая во внимание требования жилищного законодательства и постановлений высших судебных органов.
В городе Камень-на-Оби, квартира по ул. Станционной, находящаяся в непосредственной близости от железной дороги, межведомственной комиссией признана непригодной для проживания. В целях получения другого жилья гр. Б. обращалась в администрацию города, но получила отказ, так как ее семья не стояла в очереди. Уполномоченным указано главе муниципального образования на недопустимость нарушения требований Жилищного кодекса РФ и определения Конституционного Суда от 05.03.2009 N 370-О, где предусмотрено, что право граждан на улучшение жилищных условий не должно ставиться в зависимость от времени постановки на учет для получения жилья вне очереди. Заявительница за защитой нарушенных прав обратилась в суд, который подтвердил выводы Уполномоченного и обязал орган местного самоуправления предоставить ей жилье во внеочередном порядке.
Одним из способов решения жилищного вопроса граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, является их переселение в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания. Президент РФ В.В.Путин подписал Указ от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", которым поручил регионам разработать меры по ликвидации аварийного жилищного фонда. В крае продолжалось переселение граждан из такого жилья. В связи с этим, особых мер реагирования потребовала ситуация безысходности. Случалось, когда в домах, подлежащих сносу, еще проживали семьи, не согласные с вариантами расселения, свободные квартиры разбирались, прекращалось коммунальное обеспечение.
Так случилось в городе Бийске. От электроснабжения были отключены сразу три многоквартирных жилых дома. В связи с жалобами для решения проблемы Уполномоченный был вынужден дважды обращаться в администрацию города. В ответ следовали отписки. Помогло обращение к прокурору города. Главе администрации Бийска было выдано представление, после чего вопрос энергоснабжения жилых домов по ул. Свеклопункт, 2, 3, 4 был решен.
В текущем году почта Уполномоченного вновь пополнилась жалобами граждан на незаконное строительство жилья, нарушение права на благоприятные условия жизнедеятельности. Особая проблема в городе Барнауле, где в массовом порядке ведется самовольное строительство. Как правило, в таких случаях под видом индивидуального жилого дома возводится многоквартирный. После завершения строительства застройщиком регистрируется право собственности на весь дом, а далее происходит продажа нежилых помещений людям. В таком положении оказались граждане, которые приобрели квартиры в домах N 27 и 29а по улице 4-я Западная. При рассмотрении жалобы Уполномоченный выяснил, что здания построены без разрешения на строительство, с нарушением строительных, санитарных норм и правил. Заключенные сделки купли-продажи судом признаны недействительными. К сожалению, в этом случае граждане не получили ни квартир, ни денежной компенсации. В соответствии с законом о местном самоуправлении осуществление земельного контроля за использованием подведомственных территорий возложено на городские и районные администрации. Несмотря на то, что в докладе Уполномоченного о деятельности в 2011 году властям города Барнаула указывалось на безразличное отношение к проблеме, что ведет к нарушению прав граждан, приходится констатировать, что органы местного самоуправления, хорошо зная о самовольном строительстве таких объектов, молчанием поощряют незаконную деятельность строителей, и предпринимать каких-либо мер не хотят. В целях недопущения нарушения прав граждан Уполномоченный по всем таким случаям направил запросы в администрацию города Барнаула и обратился в прокуратуру края.
Прошедшее лето выявило целый ряд проблем в обеспечении питьевой водой населения городов и районов края. Поступали коллективные жалобы на эту тему от жителей городов Барнаула и Новоалтайска, Павловского и Бийского районов. Как правило, по запросам Уполномоченного принимались соответствующие меры. В то же время следует отметить, что некоторые органы местного самоуправления не всегда делают все возможное в интересах граждан, а порою и бездействуют. В городе Новоалтайске по причине отсутствия водопровода с 2007 года питьевой водой не обеспечивались улицы Солнечная, Геологов, Пригородная. Потребители со своей проблемой неоднократно обращались в администрацию города и МУП "Новоалтайские тепловые сети", но конкретных мер не принималось. После обращения Уполномоченного Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предложило главе администрации города подать заявку в краевую адресную инвестиционную программу.
Частыми были жалобы граждан на нарушение управляющими организациями норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Совместно с генеральным директором ОАО "Газпром газораспределение Барнаул" Уполномоченным урегулирована многолетняя проблема гр. Л. по предотвращению попадания угарного газа в квартиру.
По ул. Геодезической более одного года по вине застройщика без природного газа оставалось пять индивидуальных жилых домов. Уполномоченный инициировал проверку обстоятельств дела, в результате чего пуск топлива в магистральную сеть был произведен.
Некоторые управляющие организации не исполняют обязанностей по содержанию многоквартирных жилых домов и судебные решения. Еще более возмутительна волокита в тех случаях, когда дом приходит в негодность не по мере естественного износа, а по чьей-то явной вине. В своих ежегодных докладах Уполномоченный постоянно поднимает этот вопрос и, как говорится, проблема уже стала хронической.
Показательным примером является случай в одной из барнаульских многоэтажек, где бездействие МУП "УКПЖЭТ-2" Октябрьского района по ненадлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, постоянное затопление водой и канализационными стоками подвала привело к угрозе разрушения жилого дома по ул. Цеховой. Администрацией города директору управляющей организации указано на недопустимость слива воды из системы отопления в подвал дома. Около года назад суд обязал управляющую компанию провести капитальный ремонт здания, по перечню неисправностей состоящий более чем из 40 пунктов, который не исполнен до настоящего времени.
Аналогичный случай в доме по ул. Чудненко в Барнауле. Там подвал тоже был затоплен канализационными стоками и грунтовыми водами. Управляющая организация и аварийные службы города Барнаула каких-либо мер по устранению имеющихся неисправностей не предпринимали. Уполномоченному пришлось обращаться в администрацию Октябрьского района, чьи действия позволили избежать критической ситуации.
Еще более сложным оказался вопрос о ремонте многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия (памятниками). Одни пострадали от пожара и практически разрушены. Другие требуют капитального ремонта в виде замены крыш, лестниц и иных конструкций. Многие годы такие проблемы не находят решения. Государство денег для ремонта не выделяет, собственники их не имеют. Процедура ремонта и снятия с государственного учета длительна и сложна. В это время здания окончательно разрушаются и, теряя всякую историческую ценность, создают при этом реальную угрозу жизни людей. В связи с этим, Уполномоченным готовится предложение к законодательным органам власти об изменении действующего законодательства.
Немало жалоб и по другим вопросам. Совместные действия Уполномоченного с филиалом "МРСК-Сибири" "Алтайэнерго" помогли улучшить качество предоставляемой электрической энергии в Зональном районе.
По-прежнему больной темой для людей остаются расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг без улучшения их качества. Эта процедура для простого гражданина сложна и непонятна, к тому же постоянно изменяется порядок. По этому поводу поступило больше 120 заявлений. Только в прошлом году тарифы повышались дважды. Они становятся обременительными для абсолютного большинства населения и, как результат, - жалобы Уполномоченному. В ходе проведения отопительного сезона, для предотвращения злоупотреблений управляющими компаниями мэрией Барнаула принято решение о создании специальной комиссии по контролю над тарифами. Помимо работников администрации в ее состав вошли представители других заинтересованных служб и ведомств, проверено более 200 обращений горожан. Почти по каждому из них были произведены перерасчеты, следствием которых стало возвращение жителям краевой столицы более одного миллиона рублей, необоснованно предъявленных к оплате.
Для недопущения таких случаев в Жилищный кодекс РФ внесены изменения и дополнения, согласно которым введен государственный жилищный надзор и муниципальный контроль. Теперь правильность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги могут проверять Государственная жилищная инспекция и органы местного самоуправления. При принятии законопроекта были учтены и предложения Уполномоченного.
Наглядным примером является обращение гр. Ф. о неправомерных действиях ООО "ЖЭК" по начислению платы за коммунальные услуги. Орган местного самоуправления нарушений не нашел. По заключению Государственной жилищной инспекции, куда обратился Уполномоченный, в деятельности управляющей организации имелись нарушения обязательных требований и нормативных актов. Руководителю направлено предписание о необходимости произвести перерасчет размера платы за горячее и холодное водоснабжение, которое было исполнено.
Действенным механизмом контроля за управляющими компаниями является раскрытие ими информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. В соответствии с утвержденным стандартом Правительства РФ такие данные подлежат опубликованию в сети Интернет, на сайте органа исполнительной власти края, органа местного самоуправления или собственном сайте. Кроме того, необходимые сведения должны быть доведены до потребителей на информационных стендах управляющих компаний. За несоблюдение таких требований для должностных лиц введена административная ответственность. Сегодня управляющие организации не торопятся раскрывать гражданам эти данные. На территории края управление многоквартирными жилыми домами осуществляют 209 управляющих организаций, в том числе в городе Барнауле - 80. Из них в краевом центре по состоянию на первое января прошлого года только 24 хозяйствующих субъекта исполнили обязанность по размещению информации в сети Интернет. Уполномоченный обратился к руководителям организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами, что побудило многих из них исполнить требования действующего законодательства.
Много нареканий у населения вызвали новые правила передачи показаний счетчиков электрической энергии ресурсоснабжающим организациям. Граждане возмущены, что с ними не провели никакой информационной работы. В городах Барнауле, Бийске эти организации оказались не готовы к приему информации от потребителей. Чтобы добросовестно исполнить свои обязанности, люди часами вынуждены дозваниваться по телефонам, стоять в очереди, лично приходить за получением пин-кода для передачи данных операторам по электронной почте. В целях исправления ситуации к лучшему Уполномоченный направил заключение в ОАО "Барнаульская горэлектросеть" о необходимости улучшения работы по приему показаний счетчиков электрической энергии. Однако имеющиеся сложности до конца не урегулированы.
Вмешательство Уполномоченного во многих случаях оказывается необходимым для того, чтобы соответствующие организации исполняли свои прямые обязанности. Население, без сомнения, позитивно оценит многие элементы реформы ЖКХ, но только при условии эффективного их осуществления, что накладывает на ее исполнителей дополнительную социальную ответственность.