В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, соответствующие общепринятым принципам и нормам международного права и Конституции РФ. Они могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Другие права и свободы подлежат охране и защите наравне с правами и свободами всех граждан России.
Анализ условий содержания осужденных в исправительных учреждения края проводится посредством работы по их обращениям и по обращениям родственников, а также посещения исправительных колоний для ознакомления с условиями содержания, медицинского обеспечения.
14.10.2010 распоряжением Правительства РФ N 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года. В сфере социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными предусматривается создание системы стимулов к их законопослушному поведению ("социальные лифты"). Указанные поощрительные меры применяются после рассмотрения ходатайства осужденного на заседании комиссии по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания. С участием сотрудника аппарата Уполномоченного здесь рассматриваются ходатайства осужденных об условно-досрочном освобождении, об изменении условий отбывания наказания, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания и другие. В прошлом году аттестацию по системе "социальных лифтов" прошли более 15 тысяч осужденных, из них около 2 тысяч положительно характеризующихся переведено в облегченные условия отбывания наказания, 72 - в колонии-поселения.
Не сокращается количество просьб осужденных, подозреваемых и арестованных об оказании юридической помощи в обжаловании судебных постановлений (в том числе при обращении в Европейский суд по правам человека), предоставлении нормативно-правовых актов. С целью защиты своих прав они просят направить им тексты нормативных актов. Согласно закону эти люди имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания, а наличие и доступ к интересующей их литературе обязана обеспечить администрация исправительного учреждения.
Более чем из 400 жалоб в каждой третьей выражается несогласие с вынесенными приговорами, вступившими в законную силу; указывается на нарушение порядка уголовного судопроизводства и норм уголовно-исполнительного законодательства, просьбы о снижении срока наказания; жалобы на неправомерные действия сотрудников правоохранительной системы и других должностных лиц. Поступают жалобы по поводу некачественного оказания медицинской помощи. Некоторые из них при проверке подтвердились. Недостаточный уровень оснащения, морально устаревшее оборудование медицинских частей исправительных учреждений, а также некомплект врачей некоторых специальностей создают определенные трудности в диагностике и последующем лечении заболеваний. Неоднократно поступали жалобы осужденных по поводу несвоевременного направления их для медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ).
Осужденный Л. обратился с просьбой оказать помощь в проведении МСЭ, поскольку администрация учреждения ФКУ КТБ-12 УФСИН России отказывает ему в этом. По просьбе Уполномоченного осужденный прошел обследование, направлен на комиссию, но ему отказано в установлении группы инвалидности в связи с отсутствием паспорта. После получения документа он вновь будет направлен на МСЭ.
Такие примеры свидетельствуют о существующих недоработках в организации медицинского обслуживания в исправительных учреждениях края.
Неблагополучным остается положение с обеспечением в колониях трудовой занятости осужденных. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ (далее - УИК РФ) труд для них является одним из основных средств исправления. Статья 103 УИК РФ устанавливает обязанность осужденных трудиться, а администрация исправительных учреждений, в свою очередь, обязана привлекать их к труду с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. По имеющим данным, в 2012 году к труду было привлечено 30,4% лиц, содержащихся в исправительных учреждениях края, в 2011 году - 27%. Но это случилось в своей основе не из-за увеличения рабочих мест, а за счет уменьшения количества лиц, отбывающих наказание в местах заключения. Такое положение негативно влияет на процесс исправления, возможность их условно-досрочного освобождения. Решение этой проблемы позволит значительно улучшить качество исполнения решений судов по взысканию долгов истцам и потерпевшим, выплате алиментов на детей, повысить воспитательную роль самого факта нахождения осужденного в местах лишения свободы и уменьшить затраты на его содержание.
В системе УФСИН есть положительные примеры. Динамично развивается производство в ЛИУ-1. Есть подсобное хозяйство (животноводство), работает теплица. Здесь выращивается рассада, огурцы, помидоры, лук на перо, другая зелень для улучшения питания. К изготовлению пластиковой черепицы, распиловке леса, изготовлению перчаток и мебели добавились заказы предпринимателей по переработке опилок в топливные брикеты, ремонту автомобилей и изготовлению металлоизделий, новой обуви. Такая организация производства позволяет организовать рабочие места и обеспечить занятость осужденных на уровне 70%. Но так не везде. Некоторые осужденные жалуются на незанятость в производстве, занижение при оплате труда норм рабочего времени и квалифицированных разрядов, неблагоприятные условия труда.
В адрес Уполномоченного обратился осужденный К. с просьбой оказать содействие в его трудоустройстве, поскольку по приговору суда он должен был возместить ущерб потерпевшему. Невозмещенный ущерб не дает право ему на условно-досрочное освобождение. Уполномоченный обратился с просьбой к руководству колонии о трудоустройстве осужденного. Просьба осужденного удовлетворена.
В своих ежегодных докладах, а также в ходе постоянных контактов с руководителями органов исполнительной власти Уполномоченный неоднократно высказывал свою озабоченность положением дел с паспортизацией осужденных. Согласно статье 173 УИК РФ паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии этих документов администрация учреждения должна заблаговременно принимать меры по их оформлению. Этот вопрос несколько раз обсуждался на секции Экспертного совета по соблюдению прав человека в системе органов внутренних дел и местах лишения свободы при Уполномоченном. С удовлетворением можно отметить, что активизировала свою работу в этом направлении постоянно действующая рабочая группа, в которую входят сотрудники УФСИН России и УФМС по Алтайскому краю и сотрудник аппарата Уполномоченного. В результате проведенных мероприятий в прошлом году число лиц, не имеющих паспорта гражданина РФ, в исправительных учреждениях края сократилось в два раза. Если в 2011 году 108 осужденных вышло на волю без паспортов, то в прошлом - 47 человек. Сократилось и число обращений по этому вопросу, что свидетельствует об эффективности принимаемых мер.
Уполномоченный и сотрудники его аппарата не раз побывали во всех исправительных учреждениях УФСИН и следственных изоляторах, где ознакомились с условиями содержания осужденных, их медико-санитарным обслуживанием, состоянием трудовой занятости. В СИЗО и исправительных учреждениях были организованы личные приемы Уполномоченного. После каждого посещения в адрес руководителя УФСИН направлялся подробный анализ состояния дел по соблюдению прав и условий содержания находящихся в них лиц. Результаты этих посещений показывают, что, несмотря на определенные трудности, руководство УФСИН и его подразделений на местах проделали большую работу по созданию надлежащих условий для содержания лиц, отбывающих наказание.