Действующий

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2012 ГОДУ

5. О реализации права граждан на справедливое судебное разбирательство


Право на судебную защиту относится к основным конституционным правам человека и гражданина, является одновременно их гарантией и защитным механизмом. Как один из наиболее важных элементов конституционно-правового статуса личности оно должно быть для каждого доступным и практически реализуемым. От того, насколько полно действует механизм судебной защиты, зависит и соблюдение всех остальных прав, свобод и обязанностей человека.

Ежегодно тысячи уголовных, гражданских и административных дел рассматриваются судами края. С введением в действие Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" делается все, чтобы облегчить и упростить процедуру подачи заявлений, сократить сроки их рассмотрения. Решения и приговоры размещаются на сайтах. Любой гражданин может получить необходимую информацию в зданиях городских и районных судов края, на стенде с образцами документов или через помощника судьи.

В 2012 году к Уполномоченному обратилось 166 граждан с заявлениями о нарушении их прав на судебную защиту. 83 из них обжаловали приговоры, 66 - решения суда, 28 человек жаловались на действия (бездействие) судей, 11 - на необоснованность постановления об административном правонарушении (стоит заметить, что их количество увеличились почти в три раза). Основная их часть касалась, по мнению заявителей, нарушений норм процессуального законодательства, права на защиту, несогласия с вынесенными приговорами и решениями, просьб оказать помощь и содействие при обращении с кассационными и надзорными жалобами в краевой суд. Анализ показывает слабую осведомленность населения о возможности реализации своего права на доступ к правосудию, что вполне объяснимо в силу достаточной сложности судебной процедуры.

В целях создания условий для реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно, принят Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", которым предусмотрено формирование и развитие системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства.

Одной из широко обсуждаемых в последнее время в обществе тем является вопрос об обоснованности применения судами такой меры пресечения как заключение под стражу. Несмотря на проводимую политику либерализации уголовно-процессуального законодательства, при рассмотрении этого вопроса сохраняются определенные стереотипы. Суды склонны больше применять заключение под стражу. Ни для кого не является секретом, что нахождение человека в местах лишения свободы может нанести не только моральный, но и физический ущерб состоянию личности. В изоляции ранее имеющиеся у людей болезни могут принимать хроническую или тяжелую форму. Так, по данным УФСИН России по Алтайскому краю, в 2012 году из следственных изоляторов в ходе предварительного расследования освобождено за невиновностью, либо применением наказания, не связанного с лишением свободы, 695 человек. В связи с этим, возникает вопрос о целесообразности столь частого применения меры пресечения, связанной с лишением свободы. Пленумом Верховного Суда РФ еще в октябре 2009 года рекомендовано на практике чаще назначать меры пресечения в виде залога, домашнего ареста. Однако судами края редко применяется такие ограничения. Представляется необходимым краевому суду провести обобщение практики применения меры пресечения в виде заключения под стражу и иных мер, его результаты довести до сведения всех судей края.

Продолжали поступать жалобы граждан на неудовлетворительные условия содержания в камерных блоках судов. Этот вопрос поднимается не впервые. В тех судах, где они отсутствовали, подсудимых на время перерыва судебного заседания помещали в ИВС ОВД, но их сокращение усугубило ситуацию. В ходе проведения выездных приемов Уполномоченный побывал во многих районных и городских судах и осмотрел помещения, где содержатся подсудимые. Детальное изучение состояния дел показало, что 28,6% из них не соответствуют требованиям. На сегодняшний день в 13 судах нет ни камерных блоков, ни помещений для конвоя. Здесь нарушается приказ МВД РФ N 140 от 07.03.2006, которым запрещается содержать подозреваемых, обвиняемых вне конвойных помещений (коридорах, тамбурах и иных помещениях суда, а также специальных автомобилях) до начала судебного заседания. Вопрос реконструкции этих помещений из года в год неоправданно затягивается, что вызывает справедливые нарекания со стороны подозреваемых и обвиняемых, говорящих об отсутствии возможности подготовиться к судебному процессу, принять пищу и создание других, необходимых для человека условий. Нет их и у сотрудников конвойных подразделений полиции.

В целях обеспечения безопасности при охране и конвоировании лиц, содержащихся под стражей, и доставке в суды, недопущения чрезвычайных происшествий, соблюдения надлежащих условий содержания лиц в местах принудительного содержания Уполномоченный неоднократно обращался к начальнику Управления Судебного департамента в Алтайском крае, председателю Алтайского краевого суда для принятия мер по устранению выявленных недостатков. Данный вопрос был предметом рассмотрения на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов. Часть председателей районных и городских судов приняли меры по оборудованию помещений для содержания подсудимых. Однако ситуация коренным образом не изменилась.

На контроле Уполномоченного длительное время оставался вопрос по оборудованию помещений для содержания подсудимых и сотрудников конвоя в Угловском районном суде.

Укрепленность и оснащение камер и конвойных помещений федеральных судов края относится к компетенции Управления Судебного департамента в Алтайском крае. По неоднократным обращениям к начальнику этого ведомства, спустя 10 месяцев, изысканы финансовые средства на оборудование одной комнаты Угловского районного суда решетчатыми ограждениями для размещения подсудимых и дополнительного укрепления помещения. Здесь же нашли возможность оборудовать и комнату для конвоя.

Обращают на себя внимание факты, когда граждане за неуплату даже минимального штрафа в сумме 100 рублей в установленный срок подвергаются административному аресту, на основании статьи 20.25 КоАП РФ, сроком от 3 до 15 суток (за нарушение правил дорожного движения, появление в общественных местах в нетрезвом состоянии и другие). Разумеется, материальные затраты на содержание задержанных в ИВС значительно рознятся с незначительными суммами штрафов. По имеющимся данным на содержание административно задержанных лиц в сутки государству нужно затратить более 1000 рублей.

По данным ГУ МВД России по Алтайскому краю в 2012 году в отношении 8831 гражданина (в том числе и должностных лиц) судами были приняты решения об административном аресте по ст. 20.25 КоАП РФ. Возникают вопросы о целесообразности продолжения такой практики в части наказания за неуплату административного штрафа административным арестом. Применение такой меры наказания, по мнению Уполномоченного, неэффективно по нескольким основаниям.

Во-первых, воспитательного влияния на тех лиц, которые не работают и не имеют постоянных источников доходов, административный арест, как правило, не оказывает. Тем более, условия содержания таких граждан в ИВС порою в разы лучше, чем дома (питание, возможность отказа от физической работы, режим, предоставление постельных принадлежностей и средств гигиены).

Во-вторых, применение административного ареста позволяет невольно приобщать к камерной жизни граждан, многие из которых ни разу не находились в местах лишения свободы, уж не говоря о том, что на содержание этой категории идут необоснованные материальные затраты.

В-третьих, наказание такого рода для должностных лиц, особенно женщин, приносит глубокие нравственные страдания как для него самого, так и для членов семьи, особенно детей, что не соответствует тяжести допущенных нарушений.

В связи с этим, Уполномоченный обратился к депутатам Государственной Думы и Алтайского краевого Законодательного Собрания с просьбой выступить с инициативой о внесении в статью 20.25 КоАП РФ дополнительно нового вида наказания в виде домашнего ареста, обязательных работ. В настоящее время по данному вопросу окончательного решения не принято.

В нарушение ст. 13 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в ИВС больше 10-дневного срока содержалось в 2012 году 79 человек, большинство из которых - 56 - числилось за судами края (Змеиногорский, Каменский, Краснощековский, Мамонтовский, Ребрихинский, Шипуновский, Целинный и другие).

Так, один из подсудимых, числящийся за Мамонтовским районным судом, за период содержания в ИВС МО МВД России "Мамонтовский" выводился в судебное заседание только один раз. Другой, числящийся за Романовским районным судом, на судебные заседания не выводился вообще. Однако сроки содержания в ИВС по вине суда и в том и в другом случаях были нарушены.

По фактам нарушения 10-дневного срока содержания в ИВС руководство ГУ МВД неоднократно обращалось в адрес Управления Судебного департамента в Алтайском крае с информацией о нарушении требований законодательства и принятия мер реагирования, но положительного результата не последовало. После вмешательства Уполномоченного, его обращений и личных встреч с руководителем департамента и председателем краевого суда меры по нормализации обстановки стали приниматься, но их недостаточно. К Уполномоченному продолжают поступать обоснованные жалобы на содержание в ИВС лиц свыше 10-ти суток по постановлениям судов.