Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 октября 2013 года N 411-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2014 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА]

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 09.01.2018 N 4.
____________________________________________________________________


В целях определения параметров социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период:

1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2014 год и на период до 2016 года (далее - "Сценарные условия").

2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке планово-прогнозных документов, долгосрочных и ведомственных целевых программ руководствоваться Сценарными условиями.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными условиями.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН






Утверждены
Распоряжением
Администрации края
от 29 октября 2013 года N 411-р

СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2014 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА


Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2014 год и на период до 2016 года (далее - "Сценарные условия") разработаны исходя из сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период с учетом итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2012 году и в январе - августе 2013 года.

Сценарные условия ориентированы на достижение целевых показателей, установленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, учитывают цели и приоритеты социально-экономического развития Алтайского края, обозначенные в стратегических и программных документах, а также определяют прогнозные параметры развития региона на ближайшие три года (приложение).


Основные тенденции социально-экономического развития Алтайского края в январе - августе и оценка параметров 2013 года


В 2012 году социально-экономическая ситуация в Алтайском крае характеризовалась усилением положительных тенденций развития экономики. Региональные темпы роста по важнейшим показателям превышали среднероссийские: по темпам роста инвестиций и обороту розничной торговли - почти в два раза, по индексу промышленного производства - в полтора раза. По темпу роста заработной платы (115,8%) показатели превысили среднероссийское значение (114,8), что обеспечило Алтайскому краю первенство в округе. Несмотря на неблагоприятные природно-климатические условия, регион лидировал в Сибирском федеральном округе по показателям валовых сборов зерна, сахарной свеклы, маслосемян подсолнечника.

В 2013 году в Алтайском крае, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается тенденция замедления темпов экономического роста. Наиболее значительно данная тенденция проявилась в промышленности и инвестиционной деятельности. Вместе с тем показатели, характеризующие уровень жизни населения, в текущем году продолжают сохранять высокие темпы роста.

В течение 2013 года отмечаются сдержанные темпы инфляции. В августе индекс потребительских цен по отношению к декабрю 2012 года составил 104,6%, что на 0,1 процентного пункта выше, чем в аналогичном периоде 2012 года. В целом в 2013 году уровень инфляции в Алтайском крае при стабильной ситуации на рынке продовольственных товаров ожидается в пределах 5,8%.

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в январе - августе 2013 года денежные доходы населения возросли на 14,0%, реальные располагаемые денежные доходы - на 5,8%. Их прирост в целом по году ожидается не ниже 5,0%.

Средний размер заработной платы за январь - август 2013 года превысил 17,3 тыс. рублей и увеличился на 13,0% относительно аналогичного периода 2012 года, в том числе на 15,3% в сфере здравоохранения и 14,9% в образовании. Рост реальной заработной платы составил 105,1%. Перспективы дальнейшего роста реальной заработной платы связаны с сохранением сложившейся тенденции роста заработной платы в экономике и намеченным увеличением заработной платы работников бюджетных учреждений. Реальная заработная плата также будет поддерживаться общим снижением среднегодовой инфляции с 107,6% в I полугодии 2013 года до 106,9% в целом по году. Ожидаемый в 2013 году рост реальной заработной платы оценивается на уровне 105,5%. В номинальном выражении заработная плата может возрасти на 12,8%.

На регистрируемом рынке труда края в 2013 году наблюдается более благоприятная в сравнении с предыдущим годом ситуация. Заявленная потребность работодателей в работниках в августе возросла более чем в полтора раза относительно аналогичного периода 2012 года. Численность официально зарегистрированных безработных граждан к аналогичному периоду предыдущего года снизилась на 4,5 тыс. человек, или на 17,6%, и составила 1,8%. По предварительной оценке, к концу 2013 года уровень официально зарегистрированных безработных не превысит 2,3%.

В последние месяцы отчетного периода почти 93% экономически активного населения были заняты в экономике. К концу 2013 года численность занятых в экономике может возрасти примерно на 2 тыс. человек и составить 1079 тыс. человек.

В ведущих секторах экономики края тенденции неоднозначные. Высокие темпы роста ожидаются в сельском хозяйстве, стабильная ситуация сохраняется в строительстве и на потребительском рынке, наметились тенденции роста в промышленности и инвестиционной сфере.

Так, с января по апрель текущего года наблюдалось снижение инвестиций в основной капитал относительно соответствующего месяца прошлого года. Начиная с мая, темп роста инвестиций постепенно нарастал, и в июле превышение относительно июля 2012 года составило 108,4%, в августе - 108,1%. В целом по году ожидается рост инвестиций на уровне 2012 года, примерно 100,3%. При этом суммарно в экономику региона предполагается направить 90,8 млрд рублей.

Строительная отрасль края сохраняет устойчивую положительную динамику. В течение года отмечается существенный рост жилищного строительства, составивший в январе - августе 126,1% к уровню аналогичного периода 2012 года. В целом по 2013 году темп роста объемов строительных работ оценивается на уровне 102%, ожидаемый ввод жилья может составить не менее 650 тыс. кв. метров.

Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе - августе составил 50,5 млрд рублей. Индекс производства (88,3%) отражает в основном результат развития животноводческой отрасли края, в которой, с одной стороны, наблюдается тенденция увеличения объемов производства мяса скота и птицы на убой (в живом весе) на 7,9%, с другой, - снижение объемов производства молока к уровню 2012 года на 7,5%, что является последствием засушливого лета прошлого года и обусловлено недостаточной кормовой базой. Оценка года в сельском хозяйстве основывается на результатах, ожидаемых от растениеводческой отрасли края. Сбор зерновых культур в целом по году ожидается выше уровня 2012 года. При наличии оптимальных погодных условий в период проведения уборочной кампании сбор зерновых культур в весе после доработки может составить около 4,5 млн тонн. Исходя из этого индекс производства в целом по отрасли в 2013 году предварительно оценивается на уровне 119,7%.

Объем отгруженной промышленной продукции в январе - августе 2013 года составил 153,6 млрд рублей, увеличившись к аналогичному периоду предыдущего года на 1,1%. Сводный индекс промышленного производства в январе - августе 2013 года сложился на уровне 95,0%, в том числе в обрабатывающих производствах - 94,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 92,5%. В добыче полезных ископаемых индекс производства составил 130,3%, что почти в 3 раза превышает показатель соответствующего периода предыдущего года. Значительный прирост достигнут в отдельных обрабатывающих производствах, таких как производство транспортных средств и оборудования (5,9%), прочих неметаллических минеральных продуктов (15,4%), резиновых и пластмассовых изделий (34,2%), производство фармацевтической продукции (148,7%). Темп роста производства продукции в ведущей отрасли экономики края - пищевой и перерабатывающей промышленности за 8 месяцев составил 100,5%, а темп роста отгруженной продукции по отношению к январю - августу 2012 года - 112,5%.

Сохранение сложившейся динамики роста в указанных видах деятельности с учетом увеличения сырьевой базы для пищевой и перерабатывающей промышленности будет способствовать определенному росту производства промышленной продукции. В целом по итогам года ожидается прирост промышленного производства на 0,4%.

За 8 месяцев 2013 года зарегистрировано увеличение оборота розничной торговли на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, платных услуг населению - на 3,5%. Снижение инфляции, сохранение роста потребительского кредитования и увеличение платежеспособного спроса населения позволят ускорить динамику развития розничного товарооборота и платных услуг в последние месяцы 2013 года. В целом за год темп прироста розничных продаж оценивается на уровне 4,2%, платных услуг - 3,2%.

Динамика основных показателей базовых отраслей экономики края в 2013 году по отношению к предыдущему году и увеличение потребительского спроса со стороны населения позволяют оценивать прирост валового регионального продукта по итогам 2013 года примерно на 4,0% к уровню 2012 года. Его объем может составить 407,6 млрд рублей.


Характеристика вариантов прогноза социально-экономического развития Алтайского края в 2014 - 2016 годах


Сценарные условия разрабатываются на вариантной основе исходя из влияния внешних и внутренних факторов развития экономики. Министерством экономического развития Российской Федерации предложены 3 варианта прогноза: консервативный, умеренно-оптимистичный и форсированный. Варианты различаются перспективами повышения конкурентоспособности частного бизнеса и эффективностью реализации государственной политики.

Первый (консервативный) вариант предполагает сохранение инерционных трендов развития, возможность возникновения рисков снижения инвестиционного спроса, в том числе государственного, ограниченные расходы на развитие инфраструктурного сектора, более низкие темпы роста заработной платы работников бюджетной сферы и доходов населения.

Второй (умеренно-оптимистичный) вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета.

Третий (форсированный) вариант характеризуется сверхвысокими темпами роста макроэкономических показателей, ускоренными структурными преобразованиями, значительным улучшением бизнес-климата. Реализация варианта возможна при исключительно благоприятных условиях для развития российской и мировой экономики.

В сложившейся социально-экономической ситуации наиболее реалистичным является консервативный вариант. Министерством экономического развития Российской Федерации консервативный вариант предложено рассматривать в качестве основного при проектировании уточненных параметров федерального бюджета на 2014 - 2016 годы. Вариант предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в том числе за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей.

Кроме того, консервативный вариант частично основывается на предпосылках второго варианта и дополнительно предполагает реализацию масштабных инвестиционных проектов, значительное расширение поддержки малого бизнеса, последовательное улучшение делового климата, создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита. Он также учитывает необходимость реализации всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 606.

Консервативный вариант прогноза предлагается использовать в качестве базового для разработки параметров краевого бюджета на 2014 - 2016 годы.

В рамках консервативного варианта основные параметры прогноза будут иметь следующие значения: среднегодовые темпы прироста валового регионального продукта в 2014 - 2016 годах могут находиться в пределах 4,3 - 5,8%, инвестиций - 8,3 - 14,6%, промышленного производства - 4,4 - 5,2%, продукции сельского хозяйства - 1,4 - 3,0%, реальных располагаемых доходов населения - 5,7 - 7,0%.

Параметры прогноза социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу сформированы с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

К внешним условиям (факторам), оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенное законодательство, меры социальной и демографической политики Правительства Российской Федерации и в целом состояние мировой и российской экономики.

В качестве внутренних условий (факторов) для формирования прогноза учитывается наличие благоприятного инвестиционного климата, темпы развития приоритетных секторов экономики, повышение конкурентоспособности продукции алтайских производителей в условиях вступления России в ВТО, эффективность реализации социальной политики.


Внешние условия (факторы), формирующие сценарии социально-экономического развития Алтайского края


Важнейшим внешним фактором прогноза социально-экономического развития края являются параметры инфляции.

В течение 2013 года в Алтайском крае отмечаются сдержанные темпы инфляции. В январе - августе текущего года темп роста цен в крае на все товары и услуги составил 104,6%. Продовольственные товары подорожали на 4,1%, непродовольственные - на 3,2%, платные услуги - на 8,3%.

На динамику инфляции повлияло ослабление роста цен на продовольственные товары, темп прироста которых на 1,8 процентного пункта ниже соответствующего уровня 2012 года и является (за исключением 2011 года) самым низким значением за весь период наблюдения. Рост цен на непродовольственные товары также сложился ниже аналогичного периода 2012 года (на 0,4 процентного пункта). Наиболее весомый вклад в инфляцию текущего года внес рост цен на платные услуги, который значительно превысил уровень предыдущего года.

В оставшиеся месяцы текущего года ожидается незначительный рост потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары. После проведения в июле индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия, теплоэнергия) ежемесячный прирост цен на платные услуги существенно замедлится (не более 0,2% в месяц). В целом за год инфляция оценивается на уровне 105,8%.

В 2014 - 2016 годах инфляция прогнозируется в пределах 5,0% ежегодно, что находится в целевом диапазоне параметров инфляции в целом по Российской Федерации. Ее размер будет зависеть от ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках, динамики потребительских расходов населения, а также от реализации новой тарифной политики.

Прогнозируемая стабильная ситуация в области мировых цен на зерно и другие виды продовольствия будет препятствовать росту продовольственных цен. Основным сдерживающим фактором роста цен на непродовольственные товары может стать приостановление роста цен на бензин и ГСМ в 2014 году вследствие предполагаемого снижения мировых цен на нефть.

Ключевым ограничивающим инфляцию фактором в прогнозный период станет "замораживание" тарифов на товары (услуги) организаций инфраструктурных отраслей. Эта мера приведет к замедлению роста потребительских цен на услуги организаций ЖКХ, пассажирского электрифицированного транспорта и другие услуги. Кроме того, "замораживание" цен на газ и электроэнергию будет способствовать более умеренной динамике затрат (а следовательно и цен) на социально значимые товары и продукты питания, такие как сахар, хлеб, яйца, мясо птицы и др.

Основные инфляционные риски могут быть связаны с ослаблением обменного курса рубля, с возможным возобновлением роста мировых цен на продовольствие, с вероятностью неблагоприятных погодных условий, способствующих временному ускорению роста цен на продовольствие на внутреннем рынке, с ожидаемым повышением заработной платы и доходов населения, поддерживающим рост платежеспособного спроса населения на товары и рыночные услуги.

Приоритетной задачей тарифной политики в 2014 - 2016 годах станет ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий для снижения нагрузки на потребителей.

Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний в 2014 - 2016 годах основывается на "замораживании" в 2014 году индексации регулируемых тарифов на газ и на железнодорожную перевозку грузов для всех категорий потребителей (кроме населения), на электроэнергию для сетевых организаций. В последующие годы предусмотрена индексация этих тарифов на уровень прошлогоднего роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года).

Для населения индексация тарифов на газ, электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение в 2014 - 2016 годах установлена исходя из инфляции предыдущего года с применением понижающего коэффициента 0,7. В 2014 году размер индексации составит 4,2%, в 2015 и 2016 годах планируется индексация указанных тарифов в размере 3,3% и 3,4% соответственно.

Ограничение роста тарифов на услуги и товары инфраструктурных компаний как в монопольном, так и конкурентном сегментах рынка является важным условием для сдерживания роста издержек и перераспределения доходов от инфраструктурных секторов экономики в пользу промышленных отраслей, что позволит улучшить финансовое положение предприятий, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.


Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий (в среднем за год к предыдущему году, %)

 Показатель              

 2013 г.
 оценка    

 Прогноз       

 2014
 г.  

2015
 г.  

2016
 г.  

 1                   

 2      

 3   

 4   

 5   

 Электрическая энергия                          

Рост цен (цен оптового рынка и
регулируемых тарифов) для всех
потребителей                          

 110 - 111,5

107,3

105,9

106,2

Рост цен (цен оптового рынка и
регулируемых тарифов) для
потребителей, исключая население      

 111 - 112

107,2

106,3

106,7

Регулируемые тарифы для сетевых
организаций                           

 109,0

104,5

102,5

104,8

Индексация с июля                     

 10%

 0%  

 4,8%

 4,9%

Регулируемые тарифы для населения     

109,3 - 109,6

108,1

103,7

103,4

Индексация с июля <1>

 12 - 13%

 4,2%

 3,3%

 3,4%

 Тепловая энергия                             

Регулируемые тарифы                   

 110,6

107,4

103,7

103,4

Индексация с июля                     

 10%

 4,2%

 3,3%

 3,4%

 Природный газ                              

Регулируемые цены для всех категорий
потребителей                          

 115,0

108,0

102,4

104,6

Регулируемые тарифы для всех категорий
потребителей, кроме населения         

 115,0

107,6

102,2

104,9

Индексация с июля                     

 15%  

 0%  

 4,8%

 4,9%

Регулируемые тарифы для населения     

 115,0

110,2

103,8

103,3

Индексация с июля                     

 15%  

 4,2%

 3,3%

 3,4%

 Железнодорожные перевозки                        

Тарифы на перевозки грузов в
регулируемом секторе                  

 107,0

100,0

104,8

104,9

Индексация с января                   

 7%  

 0%  

 4,8%

 4,9%

Пассажирские перевозки в регулируемом
секторе                               

 120,0

104,2

103,3

103,4

Индексация с января                   

 20%  

 4,2%

 3,3%

 3,4%

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»