Злокачественное новообразование может быть определено в качестве основной причины смерти только в том случае, если оно подтверждено патоморфологически и это подтверждение содержится в медицинских документах умершего. При этом давность патоморфологического заключения не должна превышать 5 лет.
В случае смерти больного в стационаре, а также при отсутствии прижизненной морфологической верификации злокачественного новообразования определение ее в качестве основной причины смерти может быть сделано только на основании патологоанатомического вскрытия. Предсмертное волеизъявление умершего или желание его родственников не может служить основанием для отказа от проведения вскрытия в данных обстоятельствах.
Сомнительным является определение в качестве основной смерти онкологической патологии при доказанной документально полной клинической ремиссии (особенно более 5 лет). В таких случаях требуется проведение тщательного анализа и консультаций уполномоченных врачей-онкологов, утвержденных приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 17.09.2012 N 892 "О дополнительных мерах по снижению смертности населения, предотвратимой ресурсами системы здравоохранения" в редакции приказа ГУ от 6 июня 2013 года N 474.
Обоснование выбора злокачественного новообразования в качестве основной причины смерти отражается в посмертном эпикризе в медицинских документах умершего (амбулаторной карте или истории болезни стационарного больного).
Наиболее вероятные непосредственные причины смерти при онкологической патологии, определяемой в качестве основной (первоначальной) причины смерти (при условии морфологической верификации опухоли).
1. Прогрессирование опухолевого процесса при поздних стадиях процесса (чаще всего в III ст. опухолевого процесса) и, в первую очередь, метастазирование, которое может быть:
гематогенным (легкие, головной мозг, печень, надпочечники, кости, массивное метастазирование);
лимфогенным (лимфоузлы оттока лимфы от органа, "сторожевые" лимфоузлы, лимфоузлы регионарные отдаленные, ретроградные лимфогенные метастазы, серозные оболочки);
имплантационным (периневральная инвазия, периваскулярная инвазия, диссеминация по брюшине).
При этом констатируется и подтверждается объективными методиками нарушение функции соответствующего органа или системы.
2. Раковая кахексия с выраженными дисметаболическими нарушениями, снижением или ростом калия сыворотки крови.
3. Сдавление растущей опухолью органа и системы с его функциональной недостаточностью, доказанной объективными методами.
4. Кровотечение с массивной одномоментной потерей крови не менее 1500 мл. Кровотечение может быть наружным, но чаще бывает внутренним.
5. Распад опухоли с последующим вторичным инфицированием и септическим состоянием (в том числе перитонит, ассоциированный с злокачественной опухолью органов брюшной полости).
6. Нарастающий асцит с дисметаболическими нарушениями (при этом в асцитической жидкости обнаруживаются клетки соответствующей опухоли).
7. Ятрогенная патология, связанная с проводимой химиотерапией (агранулоцитоз, вторичные инфекции на этом фоне).