Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ


2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, на 01.01.2015 в регионе зарегистрированы 454,5 тыс. ведущих личные подсобные хозяйства граждан, в пользовании у которых находится 171,2 тыс. гектаров пашни и в собственности - 399,5 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 196,0 тыс. коров, 462,2 тыс. свиней, 184,6 тыс. овец и коз. Производство продукции животноводства в личных подсобных хозяйствах на 01.01.2015 составило:

скота и птицы в живом весе - 174,2 тыс. тонн;

молока - 825,3 тыс. тонн.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю отмечает, что доля данного сектора экономики в общем объеме производства сельхозпродукции составляет 49,1%, в том числе молока - 58%, мяса - 62%, картофеля и овощей - 90%. При перечисленных показателях уровень товарности производимой личными подсобными хозяйствами сельскохозяйственной продукции остается низким. Стимулирование предпринимательской активности и создание условий для производства товарных объемов продукции возможны при решении целого ряда задач, предусмотренных настоящей Программой.

В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - "Государственная программа") малыми формами хозяйствования по состоянию на 01.01.2015 привлечено 18510 льготных субсидируемых кредитов на сумму 5,4 млрд рублей, из них фермерскими хозяйствами получено 1069 кредитов на сумму 2,9 млрд рублей, личными подсобными хозяйствами - 17433 кредита на сумму 2,5 млрд рублей, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами - 8 кредитов на сумму 25,4 млн рублей. На основании проведенного мониторинга установлено, что 44% суммы привлеченных кредитов было использовано на приобретение скота и птицы, в том числе молодняка, 18% - на покупку кормов, 14% - на техническое оснащение, 16% - на реконструкцию животноводческих помещений и 8% - на газификацию. Государственная поддержка в части субсидирования ставки рефинансирования по привлеченным малыми формами хозяйствования кредитам составила 212,4 млн рублей. Объемы государственной поддержки являются значительными для субъектов малых форм хозяйствования на селе и во многом не только обеспечивают эффективность привлеченных кредитов, но и определяют рентабельность производимой продукции.

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы позволила создать материальную базу для стимулирования регистрации большого количества личных подсобных хозяйств в качестве КФХ. Сдерживающим фактором для перехода владельцев личных подсобных хозяйств в статус индивидуальных предпринимателей и образования КФХ является недостаточность средств первоначального капитала для расширения производственной и технической базы подворий. Сезонность цикла сельскохозяйственного производства существенно удлиняет процесс развития вновь образованного хозяйства в рыночных условиях. В последние годы создание КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств. Организация КФХ предполагает значительные затраты на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам. Осуществление мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, будет способствовать созданию условий для развития вновь образованных фермерских хозяйств и их закрепления в аграрном секторе экономики края. Государственная поддержка малых форм хозяйствования, в том числе фермерских хозяйств, является актуальной, так как на них возлагается решение задачи устойчивого развития сельских территорий и сохранения сельского образа жизни.