В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.
В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы, подростков и молодежи, использующих образовательные ресурсы сети "Интернет". Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями.
Проблемами дополнительного образования детей остаются:
отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, что не позволяет в полном объеме предоставлять услуги достойного качества и эффективно расходовать средства бюджетов всех уровней, а также ограничивает возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства;
отставание инфраструктуры от современных требований и острый дефицит в новом оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, оснащении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ;
медленное обновление содержания дополнительного образования детей, в то время как требования современной инновационной экономики, запрос рынка труда и социальный заказ требуют расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ.
Кроме того, наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.
Система дополнительного образования детей в Алтайском крае не только сохранена, но и активно развивается. На 01.01.2015 сеть организаций дополнительного образования детей Алтайского края включает 319 государственных и муниципальных организаций различной ведомственной принадлежности: 157 - подведомственные организации Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, 115 - организации, подведомственные управлению Алтайского края по культуре и архивному делу, 47 - организации, подведомственные управлению Алтайского края по физической культуре и спорту. Кроме того, 102 негосударственные организации, работающие в сфере дополнительного образования.
Особенность региона заключается в наличии большого числа малокомплектных школ, что обусловлено структурой населения (45,2% жители сельских населенных пунктов). В сельской местности расположено 55,2% организаций дополнительного образования.
Количество детей, занятых в организациях дополнительного образования, более 164 тыс. человек, в том числе в организациях культуры - 15,7%, в организациях спорта - 15,7%, в организациях образования - 68,6%, в основном это дети, проживающие в городах, - 62,1%. Всего дополнительными общеобразовательными программами в Алтайском крае занято 62% детей в возрасте от 5 до 18 лет от общего числа детей этого возраста, что на 3,3% выше, чем в среднем по России (в 2013 году - 59%).
Система дополнительного образования Алтайского края характеризуется самобытностью и результативностью. В крае реализуется более 60 региональных программ и проектов, направленных на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи. Ведущими направлениями по выбранным программам дополнительного образования детей в Алтайском крае в 2012 - 2014 годах в государственном секторе являются художественно-творческое и спортивное. В частном секторе - программы, связанные с обучением иностранным языкам, школы раннего развития, в некоммерческом секторе - проекты и программы, связанные с навыками социального проектирования, экологическим просвещением.
Сегодня учебное заведение не единственный источник получения дополнительного образования. Развиваются сетевые и кластерные формы организации образовательного процесса. Большую популярность у детей приобретает участие в инновационных образовательных проектах, краткосрочных дополнительных образовательных программах, дистанционных образовательных курсах. Рост заинтересованности семей и детей дополнительным образованием обусловливает увеличение негосударственных организаций. Задачи социализации, подготовки учащихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях реализуют и общественные организации.
В организациях дополнительного образования насчитывается 7465 педагогических работников, в том числе в организациях культуры - 25%, спорта - 12%, образования - 65%. Развитие профессиональной компетентности работников дополнительного образования осуществляется в рамках профессиональных конкурсов педагогов дополнительного образования, краевого учебно-методического объединения, краевого совета руководителей организаций дополнительного образования. Повышение квалификации и переподготовка кадров по дополнительному образованию осуществляются на базе педагогических вузов края и КГБУ ДПО "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" (далее - АКИПКРО).
Вместе с тем существует ряд факторов, препятствующих эффективному развитию дополнительного образования детей в Алтайском крае:
недостаточная сформированность финансовых механизмов развития системы дополнительного образования детей;
отсутствие федеральных государственных образовательных стандартов (требований) к реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и единой системы государственной и независимой оценки качества услуг дополнительного образования детей;
незначительное влияние государственных и муниципальных заданий на повышение качества услуг и обеспечение регионального заказа на развитие образовательных программ в области научно-технического творчества, экологии, сельского хозяйства и туризма;
слабо выраженное взаимодействие между образовательными организациями в решении общих задач как важнейшая характеристика сетевой организации образовательного пространства;
недостаточный уровень развития материально-технической базы организаций дополнительного образования, отсутствие доступной среды для детей-инвалидов, оснащенности информационно-коммуникационными ресурсами;
возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов, связанный с обновлением содержания дополнительного образования детей.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставление дополнительного образования детей относится к компетенции регионального уровня. С учетом сложившейся в Алтайском крае экономической, социальной, демографической ситуации развитие сферы дополнительного образования возможно при условии построения эффективной организационной модели системы дополнительного образования без задействования значительных дополнительных бюджетных ресурсов.
Развитие региона неотъемлемо связано с процессами перехода от индустриального к постиндустриальному пространству, которые переживает российское общество. Экономическое, социальное, культурное, общественное изменение Алтайского края требует от системы дополнительного образования безусловного обеспечения права на усовершенствование и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечила бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, вводится понятие "открытого образования", которое несет кардинальное изменение свойств системы образования в направлении большей свободы при планировании, выборе места, времени и темпа обучения.
Модернизация региональной системы дополнительного образования детей должна сохранить лучший опыт и традиции. Вместе с тем, курс на все большую ее открытость, структурные и содержательные преобразования должны стать важным фактором социально-экономического развития региона, формирования и сохранения культурных традиций, создания и продвижения позитивного имиджа Алтайского края, улучшения качества жизни населения.