Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


4.2. Организационные единицы региональной модели дополнительного образования


1. Реализация дополнительных предпрофессиональных программ осуществляется государственными и муниципальными организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта.

Организации дополнительного образования являются инфраструктурной базой для реализации дополнительных предпрофессиональных программ, включающих школьников в современные формы деятельности в сферах искусства и спорта. Основная миссия реализации программ - выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования:

в первом случае - художественного образования и эстетического воспитания, приобретения детьми знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств;

во втором - физического воспитания и развития, получения ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) к освоению этапов спортивной подготовки.

Для каждой из дополнительных предпрофессиональных программ в сфере искусств разработаны и утверждены приказами Министерства культуры Российской Федерации федеральные государственные требования (далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре, условиям и срокам реализации этих программ, являющиеся обязательными для участников образовательного процесса. ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в сфере физической культуры и спорта учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки, предусмотренные Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

В этом секторе основными задачами являются: выполнение ФГТ; повышение результатов обучающихся на конкурсах, состязаниях, соревнованиях всех уровней; формирование технологических решений; комплектование материальных ресурсов для повышения доступности дополнительных предпрофессиональных программ для отдельных категорий детей, в частности для детей с ОВЗ.

Кроме того, необходима интеграция дополнительных предпрофессиональных программ (в области физической культуры и спорта и в области искусства) с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта или в области искусства).

Ресурсными центрами для реализации предпрофессиональных дополнительных общеобразовательных программ являются: в сфере искусства - КГБУ "Алтайский краевой учебно-методический центр по художественному образованию"; в сфере спорта - КГБОУ СПОТ "Алтайское краевое училище олимпийского резерва".

2. Реализация дополнительных общеразвивающих программ осуществляется государственными и муниципальными организациями общего и дополнительного образования, детскими загородными оздоровительными лагерями, в том числе через сетевые формы:

молодежные проектные и творческие объединения, включающие старшеклассников в современные социальные (гражданские, волонтерские) практики;

летние профильные смены (модульные школы, молодежные лагеря, разворачивающие образовательные курсы по региональной проектной грамотности, профориентационные проекты, интенсивные практики для одаренных детей);

система центров молодежного инновационного творчества;

система детского образовательного и спортивного туризма;

система экологического образования (школьные лесничества, трудовые объединения сельскохозяйственного направления, экологические клубы);

самодеятельные творческие коллективы, позволяющие участникам реально освоить и опробовать практики творчества;

система поддержки массового спорта как формы досуга и поддержания здорового образа жизни.

Ресурсными центрами являются краевые организации дополнительного образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края: КГБУ ДО "Краевая детско-юношеская спортивная школа", КГБУ ДО "Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи", КГБУ ДО "Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения", КГБУ ДО "Краевой центр информационно-технической работы", КГБУ ДО "Алтайский краевой детский экологический центр", КГБУ ДО "Детский оздоровительно-образовательный центр "Алтай".

Организационное и научно-методическое сопровождение модернизации дополнительного образования детей в Алтайском крае призван осуществлять межведомственный Центр развития дополнительного образования детей, который планируется создать на базе вышеуказанных краевых образовательных организаций.

3. Реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями высшего профессионального и допрофессионального образования, АКИПКРО, в том числе через:

краткосрочные кадровые школы, обеспечивающие подготовку кадров (как действующих, так и кадрового резерва) к работе в ситуации открытого и деятельностного образования;

выстраивание вариативной системы подготовки педагога дополнительного образования для образовательных организаций Алтайского края: допрофессиональная подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, переподготовка и повышение квалификации;

аттестацию педагогических работников с опорой на профессиональный стандарт;

разработку и реализацию сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организацию дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе стажерских площадок и лучших практик;

формирование информационной среды профессионального развития педагогов с базами образовательных программ, лучших практик, сервисами консультирования, сетевыми профессиональными сообществами.

Ресурсными центрами являются ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет", АКИПКРО.

4. Институционализация экспертного сообщества, определяющего приоритеты для образовательных программ в соответствии с ситуацией региона, участвующего в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов.

Организационными формами сообщества являются Алтайский краевой совет директоров организаций дополнительного образования, краевое учебно-методическое объединение профессионального сообщества педагогов и руководителей организаций дополнительного образования детей, краевой экспертный совет.

5. Развитие негосударственного сектора в дополнительном образовании для решения государственных образовательных задач.