Малый и средний бизнес является структурной основой функционирования туристического сектора экономики Алтайского края. В 2012 году предоставлением экскурсионных услуг в регионе занимались 22 юридических лица и индивидуальных предпринимателя. Реализацию туристических путевок осуществляло 249 фирм, в том числе в статусе туроператора - 49, турагента - 200. Отдых туристов обеспечивали 180 гостиниц, 147 турбаз и организаций отдыха.
В 2012 году предпринимателями Алтайского края были оказаны услуги 1,5 млн туристов и экскурсантов. Доля отрасли в валовом региональном продукте региона составила 6,3% (с учетом мультипликативного эффекта).
Развитие туризма и рекреации - один из факторов, определяющий перспективы экономического развития края при реализации инновационного сценария. Естественными предпосылками для этого являются природно-климатическое и ресурсное разнообразие территории, собственная историческая уникальность каждого муниципального образования, позволяющие реализовывать в регионе различные программы отдыха и туризма.
Агротуризм, как альтернативная форма занятости, дает импульс развитию сельских территорий, способствует росту доходов населения. В 2012 году в Алтайском крае функционировали более 160 сельских домов. В 18 муниципальных образованиях региона утверждены муниципальные программы развития сельского туризма. Осуществлялась государственная поддержка по направлению "Субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домиков".
Роль туризма в экономике края и место, которое занимает в нем малый и средний бизнес, предопределяют статус туристических услуг как приоритетного направления развития малого и среднего бизнеса на долгосрочную перспективу.
Основными инструментами государственного регулирования сферы туризма на территории края призваны стать:
федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)";
долгосрочная целевая программа "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011 - 2016 годы, основной акцент в которой сделан на продвижении турпродукта Алтайского края, а также на создании сети территориальных туристских кластеров.
Малый и средний бизнес должен получить дальнейшее развитие в приоритетных для региона видах внутреннего и въездного туризма: рекреационном, культурно-познавательном, деловом, активном, лечебно-оздоровительном, детском оздоровительном, рыболовно-охотничьем, экологическом, а также сельском туризме.
Поступательное развитие предпринимательской среды в сфере туристической деятельности предполагает рост инициативы муниципальных образований по созданию благоприятных условий его функционирования на конкретных территориях. Для этого нужна объективная оценка предпосылок к продвижению того или иного туристического продукта и адекватное представление о причинах, сдерживающих развитие бизнеса. Органы местного самоуправления должны выполнять координирующую функцию по привлечению различных ресурсов для реализации туристического и рекреационного потенциала муниципальных образований.
В настоящее время региональная политика по развитию туристической деятельности включает мероприятия по привлечению инвестиций в туристскую индустрию, улучшению качества туристских и сопутствующих услуг, разработку комплексных туристических маршрутов, формированию имиджа Алтайского края, продвижению туристского продукта региона. Финансовые механизмы государственной поддержки туристической деятельности позволяют за счет субсидирования снизить затраты на подключение объектов туристской индустрии к энергетической, газовой инфраструктуре; оформление земельных участков для комплексного туристического освоения территории; классификацию коллективных средств размещения; размещение видеороликов в региональных телевизионных компаниях, на кабельных каналах и в федеральных средствах массовой информации.