Обобщенный потенциал малого предпринимательства представляет собой дополнительный ресурс социально-экономической политики Алтайского края, полное использование которого позволяет решать перспективные программные задачи развития. Для этого должны быть сформированы условия, обеспечивающие устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Необходимо обеспечить механизмы, при которых поддержка малого предпринимательства становится инструментом региональной политики, выравнивающим существующие различия в условиях функционирования малого и среднего бизнеса, имеющиеся у муниципальных образований вследствие географического положения, отраслевых особенностей.
Ориентация на экономическую самостоятельность и самодостаточность регионов предполагает создание в каждом субъекте Российской Федерации собственной структуры поддержки малого предпринимательства, учитывающей местные экономические особенности.
В Алтайском крае сформирована база системной государственной поддержки малого и среднего бизнеса. На территории региона представлены ее элементы разной направленности - финансовые, имущественные, информационные и другие. Основным методом поддержки стал программно-целевой подход. Вместе с тем объективная необходимость улучшения не только количественных, но и качественных показателей в секторе предпринимательства оставляет вопрос совершенствования существующих и создания новых инструментов поддержки субъектов малого и среднего бизнеса актуальным.
Реализация потенциала совершенствования системы поддержки возможна путем корректировки принципиальных подходов к ее формированию и переходу к качественным критериям оценки полученных результатов.
В полном объеме должен использоваться принцип системности, в соответствии с которым инфраструктура стимулирования, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства создается из стыкующихся между собой элементов, действующих воедино для достижения общей цели.
Реализация мер поддержки должна осуществляться по принципу адекватности - как реакция на результаты комплексной оценки "сигналов рынка", изучения процессов в среде малого и среднего предпринимательства.
Общая политика в области поддержки малого и среднего бизнеса должна выстраиваться по принципу согласованности, означающему, что ее направления соответствуют стратегическим целям развития Алтайского края.
Принцип максимальной открытости должен действовать повсеместно. Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства, а также потенциальных предпринимателей обо всех мерах, мероприятиях, инструментах стимулирования и поддержки должно иметь систематический и оперативный характер, осуществляться в доступных для большинства населения формах.
Ресурсы, выделяемые на поддержку малого и среднего предпринимательства, должны определяться и направляться по принципу территориально-отраслевой приоритетности. Сегодня необходима концентрация инфраструктурных и финансовых возможностей для продвижения перспективных проектов, имеющих экономическое и социальное значение для конкретных территорий края.
Дальнейшее развитие должен получить принцип равноправного партнерства бизнеса и власти как системы всестороннего и активного сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления Алтайского края и предпринимательского сообщества. В настоящее время данный принцип реализуется в рамках работы общественных советов по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края и при главах администраций муниципальных образований. Активное участие представители бизнес-сообщества принимают в работе межведомственной комиссии Алтайского края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, рабочей группы по координации деятельности, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса Алтайского края.
Для реализации потенциала малого и среднего бизнеса в первую очередь необходимы существенные стимулы, мотивирующие население к предпринимательской деятельности. Они должны превосходить недостатки, связанные с трудностями ведения бизнеса, обусловленными экономико-географической и социально-демографической спецификой территории. При этом эффективность мер по стимулированию малого и среднего предпринимательства напрямую зависит от того, насколько их ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Помощь со стороны государства должна быть направлена на поддержку процесса саморазвития бизнеса.