Целью реформирования жилищно-коммунального комплекса Алтайского края является повышение эффективности его функционирования. Направлением реализации данной политики является переход на рыночные методы хозяйствования и развитие конкуренции, в том числе за счет реорганизации нерентабельных муниципальных предприятий и расширения участия в отрасли малого предпринимательства.
В 2012 году доля частных организаций в жилищно-коммунальном хозяйстве региона составила 70% (631 субъект), в том числе в коммунальном комплексе - 62%, в жилищной сфере - 79%.
Развитию предпринимательства в отрасли способствовал переход от административных методов хозяйствования на договорные отношения, разделение полномочий между собственниками имущества и профессиональными операторами, определение механизмов финансирования инвестиционных программ по модернизации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства и мер государственной поддержки при их реализации.
В крае заложены основы формирования конкурентной среды в жилищной сфере края. В 2012 году услуги управления оказывали 93,3% частных организаций; услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда - 97,7%; услуги по сбору и вывозу ТБО - 79,8%; услуги по сбору и вывозу ЖБО - 73,3%.
Проблемами, не решенными в полной мере и влияющими на эффективность деятельности субъектов предпринимательства, остаются: высокая степень износа жилищного фонда; недостаток профессионально подготовленных кадров; низкая обеспеченность основными фондами и современными технологиями.
Менее развитым уровнем конкуренции по сравнению с жилищной сферой и, соответственно, более ограниченным присутствием малого бизнеса характеризуется рынок коммунальных услуг региона. Электро- и газоснабжение на территории края предоставляются монопольными компаниями (их филиалами), такими как ОАО "Алтайэнерго", ОАО "Алтайэнергосбыт", ОАО "Алтайкрайэнерго", ОАО "Алтайкрайгазсервис". Сдерживающим фактором активного вхождения субъектов малого и среднего бизнеса на рынки прочих коммунальных услуг является неурегулированность имущественных отношений. Муниципальное имущество коммунального назначения передается, в основном, в краткосрочную аренду, что не позволяет предпринимателям быть уверенными в достаточной стабильности своей деятельности. В целом по краю субъектами малого и среднего бизнеса эксплуатируется 72,4% муниципального имущества совокупной остаточной стоимостью 3,3 млрд рублей. В долгосрочной аренде находится только 37%. Препятствуют развитию малого и среднего предпринимательства также нестабильная тарифная политика, отсутствие гарантий по возврату вложенных инвестиций.
Содействовать решению указанных проблем может активизация работы органов местного самоуправления по регистрации прав собственности на имущество коммунального назначения. Это будет способствовать в том числе и развитию основного механизма государственно-частного партнерства - концессии, дающей возможность для увеличения темпов модернизации коммунальной инфраструктуры и установления долгосрочного тарифного регулирования.