Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальных районов Алтайского края по видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2012, в процентах
Наименование вида экономической деятельности | Малые и средние предприятия | Индивидуальные предприниматели |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 33 | 16 |
Добыча полезных ископаемых | 1 | 0 |
Обрабатывающие производства | 11 | 6 |
Строительство | 4 | 2 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 28 | 49 |
Гостиницы и рестораны | 5 | 1 |
Транспорт и связь | 4 | 11 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 7 | 4 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 2 | 5 |
Среди обрабатывающих производств наиболее развитыми в сельских территориях являются пищевая и перерабатывающая промышленности. Субъекты малого предпринимательства специализируются на производстве отдельных продуктов питания, хлебобулочных, молочных, мясных изделий.
В целом для муниципальных районов в сравнении с городскими округами характерен более низкий уровень развития сферы услуг, который носит в основном теневой характер.
Развитие малого и среднего предпринимательства может являться одним из факторов углубления диверсификации сельской экономики, повышения гибкости рынка труда и, соответственно, расширения источников формирования доходов населения. В среднем в 2012 году уровень регистрируемой безработицы в муниципальных районах (3,0% к трудоспособному населению) был в 3 раза больше аналогичного показателя в городских округах (1,0%).
Муниципальные районы края обладают природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при полном, рациональном и эффективном использовании должен обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, занятость и повышение качества жизни сельского населения. Способность малого и среднего бизнеса быстро адаптироваться к местным условиям хозяйствования делает его одним из наиболее значимых инструментов реализации указанного потенциала.
Территориальная специфика определяет приоритетные направления развития предпринимательства в муниципальных районах. В их числе: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, развитие животноводства и переработка мясной продукции, производство продовольственных товаров. Среди направлений несельскохозяйственной деятельности наиболее перспективными являются предоставление бытовых услуг населению, сельский туризм, строительство и производство строительных материалов, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, услуги в сфере здравоохранения, предоставление социальных услуг.
Объективными сдерживающими факторами развития предпринимательства в сельской местности служат недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень опыта и знаний экономических и юридических основ ведения бизнеса, отсутствие первоначального капитала для открытия собственного дела. Нивелирование данных факторов возможно за счет дифференциации на местном уровне мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, учитывающей экономико-географическую и социально-демографическую специфику сельских районов.
В 2010 году в 36 муниципальных образованиях края с целью расширения доступа предпринимателей районов и городов региона к ресурсам государственной поддержки начал действовать механизм софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Транслирование средств краевого и федерального бюджетов на местный уровень позволило в значительной степени увеличить объемы финансирования адресной поддержки предпринимателей сельских территорий края, а также мотивировать администрации муниципальных образований к созданию собственных механизмов поддержки предпринимательства и организации схем сопровождения социально значимых бизнес-проектов. Данный механизм оказался востребованным: в 2012 году он действовал в 52 муниципальных образованиях. В настоящее время муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства приняты и реализуются во всех районах и городах края. Перечень мероприятий, которые могут быть предусмотрены в программах в целях получения субсидии, расширился с 5 в 2010 году до 11 в 2012 году.
Вместе с тем остается актуальной проблема недостаточной наполняемости местных бюджетов и отсутствия возможностей ряда муниципалитетов направлять достаточные финансовые средства на поддержку предпринимательства.