Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Таблица 7


 Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальных районов Алтайского края по видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2012, в процентах

Наименование вида экономической деятельности

Малые и средние предприятия

Индивидуальные предприниматели

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

33

16

Добыча полезных ископаемых

1

0

Обрабатывающие производства

11

6

Строительство

4

2

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

28

49

Гостиницы и рестораны

5

1

Транспорт и связь

4

11

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

7

4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2

5


Среди обрабатывающих производств наиболее развитыми в сельских территориях являются пищевая и перерабатывающая промышленности. Субъекты малого предпринимательства специализируются на производстве отдельных продуктов питания, хлебобулочных, молочных, мясных изделий.

В целом для муниципальных районов в сравнении с городскими округами характерен более низкий уровень развития сферы услуг, который носит в основном теневой характер.

Развитие малого и среднего предпринимательства может являться одним из факторов углубления диверсификации сельской экономики, повышения гибкости рынка труда и, соответственно, расширения источников формирования доходов населения. В среднем в 2012 году уровень регистрируемой безработицы в муниципальных районах (3,0% к трудоспособному населению) был в 3 раза больше аналогичного показателя в городских округах (1,0%).

Муниципальные районы края обладают природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при полном, рациональном и эффективном использовании должен обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, занятость и повышение качества жизни сельского населения. Способность малого и среднего бизнеса быстро адаптироваться к местным условиям хозяйствования делает его одним из наиболее значимых инструментов реализации указанного потенциала.

Территориальная специфика определяет приоритетные направления развития предпринимательства в муниципальных районах. В их числе: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, развитие животноводства и переработка мясной продукции, производство продовольственных товаров. Среди направлений несельскохозяйственной деятельности наиболее перспективными являются предоставление бытовых услуг населению, сельский туризм, строительство и производство строительных материалов, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, услуги в сфере здравоохранения, предоставление социальных услуг.

Объективными сдерживающими факторами развития предпринимательства в сельской местности служат недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень опыта и знаний экономических и юридических основ ведения бизнеса, отсутствие первоначального капитала для открытия собственного дела. Нивелирование данных факторов возможно за счет дифференциации на местном уровне мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, учитывающей экономико-географическую и социально-демографическую специфику сельских районов.

В 2010 году в 36 муниципальных образованиях края с целью расширения доступа предпринимателей районов и городов региона к ресурсам государственной поддержки начал действовать механизм софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Транслирование средств краевого и федерального бюджетов на местный уровень позволило в значительной степени увеличить объемы финансирования адресной поддержки предпринимателей сельских территорий края, а также мотивировать администрации муниципальных образований к созданию собственных механизмов поддержки предпринимательства и организации схем сопровождения социально значимых бизнес-проектов. Данный механизм оказался востребованным: в 2012 году он действовал в 52 муниципальных образованиях. В настоящее время муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства приняты и реализуются во всех районах и городах края. Перечень мероприятий, которые могут быть предусмотрены в программах в целях получения субсидии, расширился с 5 в 2010 году до 11 в 2012 году.

Вместе с тем остается актуальной проблема недостаточной наполняемости местных бюджетов и отсутствия возможностей ряда муниципалитетов направлять достаточные финансовые средства на поддержку предпринимательства.