Количество малых (включая микро-) и средних предприятий в Алтайском крае за 2008 - 2012 годы по видам экономической деятельности
Наименование видов экономической деятельности | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2012 г./ 2008 г., % | Удельный вес в 2012 г., % |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 803 | 1772 | 2058 | 2015 | 2104 | 262,0 | 5,8 |
Добыча полезных ископаемых | 57 | 46 | 55 | 65 | 83 | 145,6 | 0,2 |
Обрабатывающие производства | 2728 | 2882 | 2944 | 3313 | 3940 | 144,4 | 10,9 |
Производство электроэнергии, газа и воды | 157 | 262 | 322 | 362 | 434 | 276,4 | 1,2 |
Строительство | 2102 | 2356 | 2285 | 2814 | 3327 | 158,3 | 9,2 |
Оптовая и розничная торговля | 9778 | 11498 | 10864 | 13867 | 15065 | 154,1 | 41,7 |
Гостиницы и рестораны | 480 | 688 | 594 | 752 | 828 | 172,5 | 2,3 |
Транспорт и связь | 1130 | 1338 | 1420 | 1634 | 2015 | 178,3 | 5,6 |
Финансовая деятельность | 400 | 333 | 416 | 416 | 544 | 136,0 | 1,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 3563 | 4416 | 4856 | 5348 | 6226 | 174,7 | 17,2 |
Образование | 93 | 108 | 119 | 137 | 165 | 177,4 | 0,5 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 299 | 316 | 361 | 404 | 457 | 152,8 | 1,3 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 442 | 666 | 735 | 754 | 875 | 198,0 | 2,4 |
Всего | 22069 | 26708 | 27061 | 31928 | 36123 | 163,7 | 100,0 |
В отраслевом срезе малого и среднего предпринимательства есть целый ряд сегментов, которые, имея высокую социально-экономическую значимость и потенциал для развития, в настоящее время задействованы не в полной мере.
Малый и средний бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Небольшие предприятия обычно строят свою деятельность исходя из потребностей и возможностей насыщения, в первую очередь, местного рынка, объема и структуры локального спроса. Поэтому в условиях развития экономической самостоятельности регионов малое и среднее предпринимательство становится важным средством оптимизации структуры региональной экономики.
Малое и среднее предпринимательство в Алтайском крае переходит к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность ведения бизнеса, построение при его участии новых хозяйственных связей, активизация его производственной и инновационной деятельности.
Перед малым и средним предпринимательством ставится задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий и крупных предприятий, а заполнения свободных ниш, образующихся в промежутках между массой товаров (работ, услуг), поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Без малого и среднего бизнеса существует угроза возникновения "лоскутной экономики". Некоторые потребности рынка будут удовлетворяться в достаточном объеме, другие - частично или полностью игнорироваться.