Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


2.2.2.7. Образование


В сфере образования Алтайского края на 1 января 2013 года было занято 370 субъектов предпринимательства, в том числе 165 малых (включая микро-) предприятий, 205 индивидуальных предпринимателей. Это 5,45% от всех юридических лиц, осуществляющих данную деятельность, и 0,30% индивидуальных предпринимателей региона.

В 2012 году оборот (без НДС, акцизов и иных обязательных платежей) малых (включая микро-) предприятий составил 4,48% (142,1 млн рублей) от оборота всех юридических лиц, занятых в сфере образования. Удельный вес выручки от продажи товаров, продукции, работ (услуг) индивидуальных предпринимателей - 0,01% (12,5 млн рублей) от общей выручки индивидуальных предпринимателей края.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в силу своей специфики способны поддерживать индивидуальный характер образовательных услуг, ориентируясь на запросы потребителей.

Сегодня говорить о массовом развитии негосударственного сектора образования преждевременно. В 2011 - 2012 учебном году в Алтайском крае функционировали 7 негосударственных дневных учреждений, реализующих программы общего образования; 4 средних специальных и 13 высших негосударственных учебных заведения (включая филиалы), 20 дошкольных образовательных учреждений (включая ведомственные).

Вместе с тем отмечается тенденция роста востребованности предпринимательского ресурса. Прежде всего это касается дошкольного образования и услуг по содержанию детей (уходу, присмотру за ними). Актуальность существующей потребности в дошкольном воспитании, а также высокая стоимость строительства новых детских садов нацеливают на развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе индивидуального предпринимательства в данной сфере. Малый бизнес может содействовать построению гибких систем дошкольного образования, способных адекватно реагировать на объективные демографические процессы.

Социальная значимость данного направления предпринимательской деятельности предполагает реализацию мероприятий по его стимулированию. Оно используется в качестве формы самозанятости безработных граждан. В 2012 году такие проекты успешно реализованы в Заринском и Шелаболихинском районах, городах Барнауле, Бийске, Заринске, Рубцовске. Осуществляется субсидирование части затрат на организацию Центров времяпрепровождения детей, грантовая поддержка (проект "Частный (семейный) детский сад").

Для освоения большего объема рынка образовательных услуг малому бизнесу необходима ориентация на тренды, формирующиеся потребительскими запросами. Факторами конкурентоспособности субъектов предпринимательства в сфере образования являются качество и индивидуальный подход. При этом приоритетные и социально значимые для конкретных территорий образовательные проекты целесообразно обеспечить поддержкой со стороны муниципальных образований. Устойчиво функционирующие субъекты предпринимательства, выполнившие условия лицензирования и государственной аккредитации, могут участвовать в процедурах размещения муниципальных заказов.

Репетиторство - сектор образовательных услуг, основная часть которого в настоящее время находится в неформальном сегменте рынка. Большинство репетиторов предпочитают работать, не имея лицензий и не регистрируя индивидуальную предпринимательскую деятельность. Необходимо создать условия, при которых возникает заинтересованность не только преподавателей, но и потребителей их услуг в легализации репетиторства.

В целом можно констатировать, что наметилась тенденция расширения сотрудничества предпринимательства и государства в сфере образования. Предпосылкой для этого является наличие, с одной стороны, сегментов рынка образовательных услуг, которые не могут быть в короткие сроки наполнены за счет бюджетных ресурсов, а с другой - имеющегося у субъектов бизнеса потенциала для их освоения.