Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


 2.3. Проблемы развития сферы малого и среднего предпринимательства


Проведенный анализ показал, что сложившиеся показатели развития малого и среднего предпринимательства не в полной мере отвечают целям и задачам, сформулированным в стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года:

неравномерность распределения субъектов малого и среднего предпринимательства по территории края снижает устойчивость функционирования экономики региона;

сохранение доминирования торговли в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса сокращает темпы диверсификации краевой экономики;

недостаточное раскрытие инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства не соответствует инновационному сценарию развития региона;

низкая предпринимательская активность незанятого населения отражается на уровне жизни населения края.

Основными проблемами, которые препятствуют переходу предпринимательства в Алтайском крае на более качественный уровень развития, являются:

1. Дефицит персонала требуемой квалификации на рынке труда. Недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний у руководителей малых и средних предприятий.

2. Сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов для ведения предпринимательской деятельности, как на этапе организации бизнеса, так и на этапе его последующего функционирования. Несмотря на увеличение на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствует широкому доступу к ним субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Ограниченная доступность производственных и офисных помещений, обусловленная высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы, недостаточностью площадей государственной и муниципальной собственности, предназначенной для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса.

4. Низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе энергосберегающих технологий. Необходимость привлечения заемных источников финансирования (в силу отсутствия собственных) делает приобретение производственного оборудования, прежде всего сложного высокотехнологического оборудования и приборов, малодоступным для малого и среднего предпринимательства.

5. Недостаточная конкурентоспособность продукции малых предприятий в условиях растущего давления со стороны импортных товаров и продукции крупных отечественных производителей, и, как следствие, слабое продвижение ее на внутренний, межрегиональный и международный рынки. Отсутствие средств для осуществления маркетинговых мероприятий, программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнеров приводит к низкой информированности субъектов малого и среднего бизнеса о состоянии товарных рынков, конкурентной ситуации, потребительских предпочтениях.

6. Недостаточно развиты интеграционные отношения малых и средних предприятий с крупным бизнесом, государственно-частное партнерство, механизмы взаимодействия "бизнес для бизнеса".

7. Слабая корпоративная культура предпринимательства, которая является проявлением цивилизованности взаимоотношений субъектов бизнеса с государством, потребителями, собственными работниками, партнерами, конкурентами. Необходимо повысить значимость институтов саморегулирования предпринимательства.

Указанные проблемы развития малого и среднего бизнеса в большей мере взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Следовательно, необходим комплексный подход к их решению как на региональном и муниципальном уровнях, так и в межведомственном сотрудничестве.