Действующий

Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Управление государственными финансами и государственным долгом" (с изменениями на 18 сентября 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы


Основным приоритетом реализации государственной программы Забайкальского края "Управление государственными финансами и государственным долгом" (далее - государственная программа) является сохранение финансовой стабильности в долгосрочной перспективе на основе совершенствования управления региональными финансами и повышения их открытости.


Благодаря проведению эффективной налоговой политики в сложных экономических условиях санкционного давления сохранена положительная динамика поступления собственных доходов консолидированного бюджета Забайкальского края. Темп роста собственных доходов консолидированного бюджета Забайкальского края в 2022 году - 104,3% к уровню 2021 года. Общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Забайкальского края в 2022 году превысил 63,0 млрд. рублей.


В целях стабилизации социально-экономической ситуации усовершенствовано региональное законодательство. Приняты законы, устанавливающие правовые и экономические гарантии защиты интересов инвесторов, участников региональных инвестиционных проектов, организаций, получивших статус резидентов территории опережающего экономического развития, в виде снижения ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Для стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов на территории края введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.


Для развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае продлены налоговые каникулы до 1 января 2025 года для впервые зарегистрированных предпринимателей по налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения, а также с 1 июля 2020 года введен налог на профессиональный доход для самозанятых граждан.


В целях повышения эффективности налогового администрирования осуществлялись мероприятия, направленные на изыскание дополнительных налоговых и неналоговых доходов, за счет:


обеспечения полноты уплаты платежей;


повышения заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, легализации "теневой" заработной платы;


легализации предпринимательской деятельности, обеспечения постановки на налоговый учет всех потенциальных плательщиков;


сокращения задолженности в бюджет, минимизации рисков при предоставлении налоговых расходов и иных налоговых преференций.


Работа по укреплению доходного потенциала позволила исполнить все публичные и гражданско-правовые обязательства региона в полном объеме.


Бюджетная политика в области расходов остается социально направленной, но несмотря на все сложности, в необходимом объеме финансируются все принятые регионом бюджетные обязательства, в том числе в рамках безусловного приоритета - достижения целей национальных проектов. В 2022 году на их реализацию направлено 26,3 млрд. рублей, из них за счет средств бюджета Забайкальского края на обеспечение софинансирования - 5,1 млрд. рублей, средства на удорожание стоимости строительства инфраструктуры и дополнительные виды работ, не включенные в федеральные субсидии, были изысканы за счет приоритизации расходов.


Для снижения долговой нагрузки на бюджет Забайкальский край принял участие в реструктуризации обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета. Соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, продлен период погашения реструктурированных обязательств до 2029 года.


По состоянию на 1 января 2023 года объем государственного долга Забайкальского края составил 32,0 млрд. рублей, или 64,0% от объема собственных доходов. Доля коммерческих заимствований снижена с 51% на начало 2021 года до 9% на конец 2022 года. Муниципальный долг не имеют 8 (23%) из 35 муниципальных образований.


Изменения, внесенные в Закон Забайкальского края от 20 декабря 2011 года N 608-ЗЗК "О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае", позволили осуществлять планирование местных бюджетов с учетом возможности заключения долгосрочных контрактов за счет межбюджетных трансфертов, повысить ответственность главных распорядителей средств бюджета Забайкальского края за своевременное доведение объемов межбюджетных трансфертов и заключение соглашений с муниципальными образованиями Забайкальского края.