Географическое положение Забайкальского края, характеризующееся значительной удаленностью от федерального центра, наличием общих границ более 1 960 км с Китайской Народной Республикой и Монголией, а также выгодной транспортной схемой, интегрированной в мировую систему коммуникаций, обусловливает ориентацию региона на развитие международных и внешнеэкономических связей.
Забайкальский край в силу своего географического положения наиболее активно сотрудничает с приграничным автономным районом Внутренняя Монголия и провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики, а также Восточным и Хэнтийским аймаками Монголии. Развитие международных и внешнеэкономических связей субъекта с другими регионами иностранных партнеров носит несистемный и эпизодический характер. Сотрудничество Забайкальского края с указанными приграничными регионами Китая и Монголии осуществляется на основе подписанных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, в которых обозначены основные направления и принципы реализации двустороннего взаимодействия.
В Забайкальском крае расположены пять сухопутных пунктов пропуска на границе с Китаем и три пункта пропуска на границе с Монголией, два из которых - железнодорожные. Международный воздушный пункт пропуска расположен в аэропорту г. Читы. Ввиду острой необходимости развития экономики региона и увеличения товарооборота с китайской стороной Правительство Забайкальского края выступило с инициативой о строительстве нового железнодорожного пункта пропуска (далее - ЖДПП) Приаргунский. Российской Академией транспорта совместно с ООО "Корпорация Мосстройтранс" разработана Концепция создания трансграничной инфраструктуры в Приаргунском районе Забайкальского края, предусматривающая строительство железнодорожных путей от станции Приаргунск до государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и железнодорожного пункта пропуска Приаргунский вблизи двустороннего автомобильного пункта пропуска (далее - ДАПП) Староцурухайтуйский, а также создание железнодорожной инфраструктуры, связанной с угольными месторождениями, находящимися в непосредственной близости от пункта пропуска.
Китайская сторона выразила заинтересованность в строительстве пограничного перехода и железнодорожных подходов к нему.
Строительство трансграничной железнодорожной инфраструктуры и ЖДПП Приаргунский позволит обеспечить провозными мощностями грузоотправителей, увеличить объем двусторонних грузоперевозок, а также будет способствовать увеличению экономического потенциала двух приграничных регионов.
Основные проблемные вопросы по развитию пунктов пропуска, расположенных на территории Забайкальского края, в решении которых Министерство по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию Забайкальского края (далее - Министерство) принимает активное участие:
1) ускорение сроков реализации мероприятий по реконструкции многостороннего автомобильного пункта пропуска (далее - МАПП) Забайкальск до 2025 - 2027 годов и ДАПП Староцурухайтуйский до 2024 года;
2) реконструкция ЖДПП Соловьевск и перевод его в статус многостороннего;
3) включение в перечень приоритетных пунктов пропуска ДАПП Покровка, ДАПП Олочи, МАПП Соловьевск, ДАПП Верхний Ульхун с целью их последующей реконструкции до 2027 года;
4) строительство 2-го пути в Китай на станции Забайкальск;
5) строительство ЖДПП Приаргунский.
В 2022 году внешнеторговый оборот составил 1 560,8 млн. долл. США, грузооборот 4 830,65 тыс. тонн. Стоимость экспортных поставок составила 1 257,3 млн. долл. США, или 80,6% грузооборота, стоимость импортных поставок составила 303,5 млн. долл. США, или 19,4% грузооборота. Физический объем экспортных поставок составил 4 701,94 тыс. тонн, или 97,34% грузооборота, физический объем импортных поставок составил 128,71 тыс. тонн, или 2,66% грузооборота.
Основой экспорта в 2022 году являлись минеральные продукты - 76,51% товарооборота, второе место принадлежит древесине и целлюлозно-бумажным изделиям - 1,5% товарооборота.
Основой импорта в 2022 году явилась продукция машиностроения - 10,73% товарооборота, второе место принадлежит продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью - 2,75% товарооборота, третье место - продукции химической промышленности - 2,66% товарооборота.