Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2013 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 13.11.2013)

2. Наиболее значимые результаты в общем образовании Республики Тыва, достигнутые за счет реализации Комплекса мер за 2011 - 2012 годы

Система непрерывного образования Республики Тыва включает 173 дневные общеобразовательные школы, из которых 9 - начальных, 11 - основных, 146 - средних, 3 гимназии, 4 лицея, 1 кадетское учреждение, 7 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, функционируют 13 вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В городской местности расположено 37 школ (19,9 процента), в сельской - 149 (80,1 процента). Из общего количества общеобразовательных учреждений 40 школ (21,5 процента) являются малокомплектными, в которых обучаются 2350 учащихся, или 4,4 процента от общего количества учащихся образовательных учреждений (далее - ОУ). Количество малокомплектных школ сократилось с 42 школ в 2011 г. до 40 школ в 2012 г. Это связано с увеличением численности обучающихся в данных школах.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Тыва увеличилась численность городского населения (163402 человека), тогда как сельское - уменьшилось (144528 человек). Данная тенденция приводит к перегрузке городских общеобразовательных учреждений и уменьшению количества учащихся в сельских школах. В 2012 году количество общеобразовательных учреждений осталось на уровне 2011 года. Общая численность учащихся школ составляет 55343 человека (в 2011 г. - 55740 человек), из которых в городских школах обучаются 28577 человек, в сельских школах обучаются - 26766 человек (в 2011 г. в городской местности - 27217 человек, в сельской местности - 28523 человека).

За 2011 и 2012 годы реализации Комплекса мер модернизации системы общего образования Республики Тыва наблюдаются изменения, которые привели к результативным показателям: новое понимание качества образования, совершенствование государственно-общественного управления, повышение заработной платы учителей, совершенствование форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров, улучшение материально-технической базы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, создание сети дистанционного образования с целью выравнивания получения доступного качественного образования учащихся отдаленных районов (кожуунов).

Республика Тыва в 2012 году выполнила основную задачу в рамках модернизации общего образования по увеличению средней заработной платы учителей и превышению ее над размером средней заработной платы по экономике региона. При этом повышение заработной платы обеспечено в рамках утвержденной новой системы оплаты труда (НСОТ), направленной на результат деятельности учителя.

По данному направлению предприняты меры по обеспечению учета в системе оплаты труда, изменений в части перехода на финансирование муниципальных заданий, по совершенствованию инструментария оценки результативности труда педагогов.

В ходе осуществления модернизации образования Республики Тыва совершенствовались организационно-экономические и финансовые механизмы системы образования республики.

Повышение качества преподавания в общеобразовательных учреждениях республики осуществляется по следующим направлениям: повышение профессиональной квалификации педагогических и управленческих кадров, совершенствование учительского корпуса через новую форму аттестации, привлечение молодых специалистов для работы в общеобразовательных учреждениях Республики Тыва.

В 2012 году ГАОУ ДПО (ПК)С "Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров" (далее - ИПК) осуществлялось обучение педагогических работников республики по 19 образовательным программам по актуальным вопросам введения и реализации ФГОС начального общего и основного общего образования. Основная категория слушателей: специалисты органов управления образованием, управленческие команды образовательных учреждений, учителя начальных классов, учителя-предметники образовательных учреждений, педагоги дополнительного образования детей и иные категории.

Доля учителей и руководителей ОУ, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, составила 33,1 процента от общего количества учителей.

В числе прошедших курсовую подготовку: директоры школ и их заместители - 383 человека или 49,6 процента от общего количества руководителей республики; педагогические работники - 1586 человек или 30,1 процента от общего количества учителей республики.

В целом по республике прошли курсовую подготовку по проблемам введения ФГОС (проведено 82 курса повышения квалификации) - 1969 человек или 33,1 процента от общей численности учителей; из них: по проблематике ФГОС НОО (26 курсов) - 764 человека или 48,4 процента от общего количества учителей начальных классов республики; по проблемам введения и реализации ФГОС ООО (56 курсов) - 822 человека или 22,2 процента от общего количества учителей основной школы республики.

Доля руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС общего образования, достигла показателя 49,61 процента, что по сравнению с 2011 годом больше на 8,3 процента.

Доля учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС общего образования, достигла показателя 30,6 процента, что в сравнении с фактическим показателем 27,0 процента 2011 года больше на 3,6 процента.

Доля учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС, достигла фактического показателя 48,4 процента, что в сравнении с фактическим показателем 24,6 процента 2011 года больше на 23,8 процента.

Доля учителей основной школы общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС, достигла фактического показателя 22,2 процента, что в сравнении с фактическим показателем 2011 года (13,1 процента) больше на 9,1 процента.

С целью подготовки педагогов к реализации ФГОС общего образования в 2012 году ИПК проведена профессиональная переподготовка педагогических работников по трем образовательным программам, обучение по которым прошли 44 слушателя.

В республике функционируют 40 малокомплектных школ. Начата работа по решению проблем реализации ФГОС общего образования в малокомплектных школах. Проведен комплексный мониторинг реализации ФГОС НОО в условиях малокомплектных школ, на основе которого определены две организационно-педагогические модели, новые подходы к технологии организации учебного и внеучебного процессов, повышение квалификации учителей в части предметно-методической и дидактической компетентности.

В 2012 году для руководителей и педагогических работников малокомплектных школ организовано 4 целевых курса повышения квалификации, обучение на которых прошли 125 педагогов малокомплектных школ республики.

В 2012 году в связи с организацией введения ФГОС основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и его реализации в 33 "пилотных" ОУ республиканским Центром введения ФГОС проведено 5 мониторингов по последующим параметрам: готовность ОУ к реализации ФГОС ООО; кадровое обеспечение "пилотных" ОУ в соответствии с ФГОС ООО; учебно-методическое обеспечение "пилотных" ОУ; реализация ФГОС ООО; готовность педагогов к введению ФГОС ООО. По итогам мониторингов подготовлены методические рекомендации для ОУ.

ИПК установлена накопительная форма повышения квалификации и поддерживается созданная персонифицированная база данных по повышению квалификации учителей. По сравнению с 2011 годом наблюдается положительная динамика по реализации программ повышения квалификации и количеству прошедших курсовую подготовку педагогических работников: на 44 процента увеличилось количество курсов повышения квалификации и на 28 процентов увеличилось количество слушателей, повысивших свою квалификацию.

Результаты освоения программ повышения квалификации обеспечивают слушателям готовность к принятию идеологии ФГОС нового поколения, осознанному выбору учебно-методических комплексов, разработке собственных основных образовательных программ и компонентов образовательных программ, планированию и осуществлению образовательного процесса на основе принципов интеграции образовательных областей, применению современных образовательных технологий, соответствующих идеологии ФГОС. Таким образом, проведенная ИПК работа в 2011 - 2012 годах обеспечила готовность учителей начальных классов к обучению по ФГОС нового поколения на 98 процентов.

Результаты экспертно-аттестационной работы и показатели роста численности учителей, проходивших аттестацию в новом порядке, свидетельствуют о последовательной, целенаправленной совместной работе методистов, экспертов и руководителей общеобразовательных учреждений республики. По данным опроса учителей к положительным сторонам аттестации относятся: повышение заработной платы труда, профессиональной компетенции, уровень и возможности инновационного потенциала и результативность своей педагогической деятельности.

Плановый показатель по аттестации учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, превышен в 2012 году на 5,1 процента: доля аттестованных учителей составляет 14,4 процента от общего количества учителей при плановом показателе 9,3 процента.

В рамках реализации мероприятий Республиканской системы оценки качества образования в общеобразовательных учреждениях республики ГБУ "Институт оценки качества образования Республики Тыва" (далее - ИОКО) ежегодно проводится Единый региональный мониторинг качества образования (далее - ЕРМКО) с целью проведения анализа зависимости результатов обученности учащихся от квалификационной категории учителей. Если в 2011 году в 5 - 11 классах, где работают учителя высшей категории, получен результат качества обученности учащихся 52,6 процента, то в 2012 году - 53,1 процента. В классах учителей первой категории в 2011 году качество обученности составило 39,3 процента, в 2012 году - 43,3 процента (повышение на 4 процента в 2012 г.). В классах учителей второй категории в 2011 году качество обученности - 35,2 процента, в 2012 году - 42 процента (повышение на 6,8 процента). В классах учителей без категории в 2011 году качество обученности составило 29,7 процента, в 2012 году - 37 процентов (повышение на 7,3 процента).

Таким образом, за 2011 - 2012 гг. проведения ЕРМКО наблюдаются высокие результаты качества обученности учащихся у учителей, имеющих квалификационную категорию. Это говорит о том, что аттестация стимулирует учителя на достижение высокого качества обучения.

В 2011-2012 годах привлечено 1500 работников образования в Отраслевой пенсионный фонд "Образование и наука", которые накопительную часть пенсии (6 процентов) передали в доверительное управление Фонда. В Фонд привлечено более 600 человек из сферы образования. В течение двух лет работниками Фонда проведена разъяснительная работа среди работников отрасли по совершенствованию пенсионного обеспечения.

Для реализации мероприятий для создания современных условий предоставления образовательных услуг в общеобразовательные учреждения республики в 2012 году в 160 учреждений поставлено следующее оборудование:

для начальной школы - 5412 единиц (2011 г. - 1052);