ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2013 года N 651

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2020 ГОДЫ


В целях определения общей стратегии, основных направлений, принципов, задач развития среднего профессионального образования Республики Тыва и механизмов их реализации, позволяющих обеспечить социально-экономическое развитие Республики Тыва востребованными высококвалифицированными рабочими и служащими, специалистами среднего звена, Правительство Республики Тыва постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы;

Комплекс мер по реализации Концепции развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы.

2. Министерству образования и науки Республики Тыва обеспечить координацию и организацию работ по реализации Концепции развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы.

Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
М.КОЗЛОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 13 ноября 2013 года N 651

КОНЦЕПЦИЯ развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы

     

I. Общие положения

Концепция развития среднего профессионального образования Республики Тыва (далее  Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена в Республике Тыва на долгосрочную перспективу.

Цель Концепции - создание в Республике Тыва современной системы среднего профессионального образования, подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций (далее - система), способной:

обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями региональной экономики и общества;

гибко реагировать на социально-экономические изменения;

предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых актуальных навыков и профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью сферы образования и одним из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Республики Тыва в целом.

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование в Республике Тыва прошли сложный исторический путь становления - от сети профессионально-технических училищ к полноценной системе многоуровневых и многопрофильных образовательных комплексов, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, а также краткосрочные программы профессионального обучения для взрослого населения с учетом потребностей регионального рынка труда. При этом на всех этапах своего развития система среднего профессионального образования формировалась в соответствии с социально-экономической ситуацией в стране и в Республике Тыва, обеспечивая в различные периоды исторического развития государства квалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена реальный сектор экономики и социальную сферу.

Система начального и среднего профессионального образования за период с 2005 по 2012 годы претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. На 1 июня 2005 г. в Республике Тыва функционировали 8 учреждений среднего профессионального образования и 13 учреждений начального профессионального образования. После ряда преобразований системы на 29 июля 2013 г. на территории Республики Тыва действуют 15 учебных заведений среднего профессионального образования (далее - СПО) и 4 учреждения начального профессионального образования (далее - НПО), из них:

- находятся в ведении Министерства образования и науки Республики Тыва - 10 образовательных учреждений СПО (Тувинский политехнический техникум, Тувинский агропромышленный техникум, Ак-Довуракский горный техникум, Тувинский строительный техникум, Тувинский техникум агротехнологий, Тувинский техникум предпринимательства, Кызылский транспортный техникум, Тувинский сельскохозяйственный техникум, Тувинский технологический техникум, Тувинский техникум жилищно-коммунального хозяйства и сервиса) и 3 учреждения НПО (Профессиональное училище N 9 с. Хову-Аксы, Профессиональное училище N 12 с. Тоора-Хем, Профессиональное училище N 13 с. Тээли); Министерства культуры Республики Тыва - 1 образовательное учреждение (Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола); Министерства здравоохранения Республики Тыва - 1 образовательное учреждение (Республиканский медицинский колледж); Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва - 1 образовательное учреждение (Училище олимпийского резерва);

- 1 негосударственное образовательное учреждение (Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации);

- 1 учреждение среднего профессионального образования находится в ведении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет" (Кызылский педагогический колледж);

- 1 учреждение начального профессионального образования находится в ведении Федеральной службы исполнения наказаний (Федеральное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования ФСИН России "Профессиональное училище N 304").

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Позитивными изменениями в сфере профессионального образования Республики Тыва являются:

- все учреждения профессионального образования реализуют федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее - ФГОС), мероприятия по развитию инновационной деятельности;

- созданы ресурсные центры по подготовке квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли, общественного питания, сферы обслуживания, сельского хозяйства;

- созданы центры сертификации профессиональных квалификаций по информационно-коммуникационным технологиям, общественному питанию и торговле, программе 1С-предприятие;

- имеется опыт взаимодействия ресурсных центров с работодателями, центрами занятости населения, социальными партнерами;

- заложены основы непрерывного профессионального образования (реализация программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программ подготовки специалистов среднего звена, программ дополнительного профессионального образования, программ опережающего обучения).

Основой динамичного экономического роста и социального развития общества и фактором благополучия граждан является модернизация системы профессионального образования, требующая масштабных системных изменений - вовлечение учреждений профессионального образования в процессы инновационного, социально ориентированного развития Российской Федерации и Республики Тыва. Приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года определены энергетика, добыча полезных ископаемых, промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство. По данным автоматизированного программного продукта Центра бюджетного прогнозирования Петрозаводского государственного университета, потребность экономики Республики Тыва до 2020 года в выпускниках всех уровней профессионального образования составляет 16,977 тыс. человек, в том числе с высшим профессиональным образованием - 5,628 тыс. чел., со средним профобразованием - 11,349 тыс. чел., в том числе по программам подготовки специалистов среднего звена - 3,423 тыс. чел., программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих - 7,926 тыс. человек.

В Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года перед системой профессионального образования Республики Тыва поставлены следующие задачи:

- выполнение государственного заказа на подготовку рабочих кадров, расширение практики прямых договоров с предприятиями и частными лицами, службами занятости населения, удовлетворение кадровых потребностей отраслей экономики республики;

- создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования;

- совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации ее индивидуальных возможностей;

- разработка образовательных программ в соответствии с ФГОС третьего поколения и требованиями работодателей, внедрение в образовательный процесс модульных и информационных технологий;

- развитие кадрового потенциала образовательных учреждений;

- сохранение, укрепление и совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования;

- расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки системы профессионального образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами;

- социальная и правовая защита обучающихся.

Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы" задало новые векторы развития системы профессионального образования и профессионального обучения.

II. Проблемы и вызовы

На территории Российской Федерации наряду с государственными органами власти проблемами развития профессионального образования занимаются Национальное агентство по развитию квалификаций, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Федеральный институт развития образования и многие другие.

В Республике Тыва работу в данном направлении ведут Лаборатория развития содержания профессионального образования Института развития национальной школы, кафедра профессионального образования Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров, Центр независимой оценки качества профессионального образования Института оценки качества образования, отраслевые ассоциации и союзы работодателей, Совет директоров учреждений среднего профессионального образования.

Наиболее существенными внешними факторами, влияющими на перспективы развития системы среднего профессионального образования в Республике Тыва, являются:

- инвестиционная привлекательность Республики Тыва для реализации крупных проектов на ее территории;

- устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий;

- инновации и развитие новых технологий, приводящих к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, "зеленые технологии" и т.п.);

- экономические кризисы и угроза безработицы;

- развитие корпоративных систем подготовки кадров.

К внутренним факторам, влияющим на состояние и развитие системы среднего профессионального образования, необходимо отнести:

- государственные и республиканские программы развития приоритетных отраслей экономики;

- ориентирование молодежи на получение высшего образования, и, как следствие, снижение престижа и востребованности среднего профессионального образования и одновременно тенденция замещения рабочих кадров и кадров среднего звена кадрами с высшим образованием;

- действующая система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации;

- старение преподавательского состава образовательных учреждений;

- недостаточное по целому ряду показателей состояние материально-технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий;

- отсутствие эффективной системы прогнозирования потребности экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена;

- несбалансированность спроса и предложения профессиональных кадров по профессионально-квалификационному и территориальному признакам;

- дисбаланс между подготовкой кадров системой профессионального образования и потребностями рынка труда Республики Тыва;

- низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (молодежь, женщины, в т.ч. женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, лица предпенсионного возраста и другие);

- сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров;

- высокий уровень общей безработицы, особенно в сельской местности;

- большой разрыв между уровнями общей и регистрируемой безработицы.

Совокупность внешних и внутренних факторов является вызовом для существующей системы среднего профессионального образования и ставит задачи развития и модернизации в разряд приоритетных.

Заметной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Такое положение отвечает мировой практике повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников. Необходимо обеспечить развитие дуальной подготовки, установление более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда.

Серьезными негативными факторами, влияющими на способность выполнения задачи, являются недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена среди населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования и невысокий уровень оплаты труда.

Рост заработной платы педагогических работников актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.

Не завершено формирование общероссийской, в том числе республиканской, системы оценки качества образования.

Для устранения разрывов и противоречий разработана данная Концепция как согласованный комплекс мер.

III. Задачи и способы реализации настоящей Концепции

Для достижения цели Концепции предполагается решение основных задач.

Задача 1. Создание современных условий для обеспечения потребности отраслей экономики Республики Тыва в квалифицированных рабочих и специалистах, востребованных на рынке труда Республики Тыва, через:

- формирование механизмов гибкого планирования подготовки кадров в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда;

- формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры;

- модернизацию управления профессиональным образованием, формирование новой системы отношений между работодателями и государством в части управления профессиональным образованием, обеспечив переход от формулы "участия" представителей бизнес-сообщества в управлении к делегированию им ряда важных полномочий и ответственности;

- реализацию на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан;

- создание условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»