Основными идеями, определяющими системное развитие дополнительного образования детей в регионе, являются:
сохранение единого образовательного пространства в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики;
дополнительное образование детей как многоступенчатая система, позволяющая осваивать дополнительные общеобразовательные программы от дошкольного уровня до среднего (полного) общего образования;
дополнительное образование детей как пространство продуктивной и социально конструктивной организации детской жизни, в котором ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию;
дополнительное образование как образовательная траектория, позволяющая ребенку выстраивать собственную стратегию самореализации в условиях, сложившихся в Республике Тыва;
опережающий характер, вариативность и предоставление широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора;
инициирование ("запуск" собственной траектории развития ребенка), ориентирование (развитие способностей, необходимых для полноценной жизни) и конструирование (организация пространства опытов и событий, в которых вырабатываются личные и социальные нормы) как специфические технологии дополнительного образования детей.
Целью настоящей Концепции является обеспечение стабильного и устойчивого развития системы дополнительного образования детей как неотъемлемой части единой региональной системы образования и воспитания, необходимой для полноценного обеспечения гарантий в сфере дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
обеспечение региональных гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи;
обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей;
расширение сферы образовательных услуг для более полного удовлетворения образовательных потребностей на всех уровнях освоения (от ознакомительного до повышенной сложности) и обеспечение их преемственности;
развитие системы поддержки одаренных детей;
реализация мер, направленных на сохранение здоровья обучающихся;
повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;
повышение эффективности управления системой дополнительного образования детей;
создание современной инфраструктуры учреждений дополнительного образования детей, укрепление их материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.
Развитие региональной системы дополнительного образования детей определяют следующие подходы:
системно-организационный, предполагающий скоординированную целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по развитию дополнительного образования детей;
деятельностный, определяющий дополнительное образование детей и учащейся молодежи как пространство для совместной деятельности детей и взрослых, направленной на удовлетворение общих образовательных потребностей в самопознании, самоактуализации и самореализации.
Принципами, определяющими развитие региональной системы дополнительного образования детей, являются:
регионализация - организация деятельности с учетом региональных социально-экономических, географических, культурно-демографических и других условий;
межведомственность реализации настоящей Концепции, межотраслевой характер, направленность на все субъекты системы образования и воспитания, включая учреждения и организации дополнительного образования детей, находящиеся в ведении различных органов исполнительной власти, органов управления образованием, культурой, спортом и молодежной политикой, позволяющие проводить единую политику в сфере дополнительного образования и воспитания детей;
гуманизация - создание максимально благоприятных условий для развития интеллектуального, творческого потенциала ребенка как уникальной личности, признание самоценности детства;
конкурентоспособность - формирование таких образовательных учреждений, организаций, систем, которые способны к динамичным и конструктивным изменениям, мобильной смене деятельности, ориентированной на востребованность услуг и создание необходимого продукта деятельности;
открытость - участие общественных некоммерческих организаций, бизнес-структур, семьи, других социальных институтов в обеспечении каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.