Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА ДО 2020 ГОДА

2. Состояние дополнительного образования детей и необходимость его развития как важнейшего направления образовательной политики Республики Тыва


Учреждения дополнительного образования детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить детям дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей.

Сеть учреждений дополнительного образования детей Республики Тыва составляет 76 образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 42, системе культуры - 31, системе физической культуры и спорта - 3. В них занимается свыше 30,5 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет (около 42 процентов от общего числа обучающихся).

В системе образования Республики Тыва функционирует 42 учреждения дополнительного образования детей, в том числе 38 муниципальных (детско-юношеские спортивные школы - 17, многопрофильных (дома и центры детского творчества) - 21 и 2 - государственных, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Тыва.

Количество обучающихся в системе дополнительного образования 23300 человек, что составляет 43,8 процента от всех школьников республики. В 323 творческих объединениях реализуется около 120 дополнительных образовательных программ по 7 общепринятым направленностям.

В большей степени услугами учреждений дополнительного образования пользуются подростки 10 - 17 лет (16309), что составляет 77 процентов от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

В системе дополнительного образования детей республики работают 758 специалистов (педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, психологи, тренеры).

В учреждениях дополнительного образования действуют программы для разных групп детей: одаренных, детей с проблемами развития, детей "группы риска", накоплены оригинальные образовательные технологии выявления и развития различных видов одаренности детей, функционируют инновационные модели по профессиональному становлению подростков, очно-заочные школы дополнительного образования, успешно реализуются различные социально-педагогические практики.

К позитивным тенденциям развития системы дополнительного образования детей Республики Тыва можно отнести следующие позиции:

- стабильная положительная динамика охвата обучающихся в системе дополнительного образования детей и высокий процент занятости - 43,8 процента от общего количества школьников, получающих дополнительные образовательные услуги (по России этот показатель составляет 41 процент), что доказывает востребованность и популярность данного типа образования;

- учреждения дополнительного образования детей являются важным воспитательным ресурсом, центрами организационно-методической работы, организаторами крупных социально значимых муниципальных и региональных мероприятий; ими ежегодно проводятся свыше 120 социально ориентированных мероприятий;

- в системе дополнительного образования активизировалась работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей в творческой и социальной сферах деятельности: 42 процента от всех победителей, которые получают гранты в рамках национального проекта "Образование", прошли школу дополнительного образования;

- интеграция общего и дополнительного образования: 47,4 процента всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей посещают объединения, организованные непосредственно на базе общеобразовательных учреждений; за последние три года этот показатель значительно вырос, свыше 85 процентов общеобразовательных школ активно сотрудничают с учреждениями дополнительного образования детей по самым различным направлениям деятельности. Целенаправленные формы сотрудничества создают условия наибольшего благоприятствования для развития воспитательных функций общеобразовательных учреждений, усиления познавательной мотивации учащихся, реализации инновационных идей;

- дополнительное образование остается бесплатным, доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами, составляет 1,2 процента. Более половины детей, занимающихся в системе дополнительного образования, из семей с достаточно низким уровнем достатка.

Система государственной поддержки развития детского творчества и досуга предоставляет детям данной категории возможность становиться успешными, социально востребованными личностями и получать навыки ранней социализации.

Вместе с тем, система дополнительного образования республики требует серьезных преобразований, направленных на обеспечение доступности и качественного образования по выбору.

В настоящее время ее развитие осуществляется в процессе преодоления противоречий и проблем, среди которых наиболее острые: бюджетное финансирование по "остаточному" принципу, ветшание зданий и старение кадров, низкие заработные платы, недостаток оборудования и инвентаря, отставание в развитии информационно-коммуникационных технологий.

Актуальными остаются вопросы обновления содержания дополнительного образования детей, что во многом зависит от творческой инициативы педагогов, поиска новых путей, связанных с интеграцией областей знаний, нетрадиционностью подходов и методов.

Наблюдается высокий процент образовательных программ, не имеющих очевидной востребованности со стороны детей и родителей, преобладание программ и форм дополнительного образования, направленных, прежде всего, на работу с "мотивированными" детьми, а дети "группы риска", девиантного поведения, имеющие проблемы в развитии, проблемы со здоровьем, нередко остаются вне поля зрения.

Существует "стандартный перекос" в выборе видов деятельности: так, например, слабо развито техническое направление, не удовлетворяется интерес молодежи к обучению медиа творчеству, информационным технологиям дизайна, архитектуры, к участию в молодежных проектах и другое.

Проблемой является недостаточная развитость клубных детских объединений, общественных движений, несоответствие (подмена) программ социально-педагогической направленности их смысловому содержанию.

В общеобразовательных учреждениях система дополнительного образования представлена в основном первым уровнем развития сферы дополнительного образования (случайный набор кружков и секций, работы которых не сочетаются друг с другом), что ведет к недостаточному использованию социальных и воспитательных возможностей включения детей в систему дополнительного образования.

Большинство муниципальных учреждений дополнительного образования детей не имеют необходимых организационных, кадровых, научно-методических, материально-технических условий, позволяющих подойти к процессу обучения комплексно, осуществлять организацию досуговой деятельности с обучающимися и качественно выполнять роль опорных центров, как этого требует современная образовательная политика.

Нет целостной системы работы с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей по созданию единого образовательного пространства, требуется инфраструктурная и содержательная реорганизация данных учреждений.

Сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда специалистов системы дополнительного образования. Требует совершенствования система организации и управления этим процессом.

Переход системы дополнительного образования детей от стратегии выживания к стратегии развития зависит от продуманности управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов.

Для организации эффективной работы системы дополнительного образования необходимы современные организационные формы, целенаправленное ресурсное обеспечение, включающее все основные механизмы: нормативно-правовую базу, кадры, финансы, материальные ресурсы, четкое определение стратегии развития системы дополнительного образования и направлений педагогической работы, исходя из интересов детей, семьи и общества.

Проблемы дополнительного образования в Республике Тыва:

- противоречивость и недостаточная сформированность законодательной и нормативной базы в сфере дополнительного образования детей;