ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2013 года N 654

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА ДО 2020 ГОДА


В целях развития дополнительного образования детей на современном этапе модернизации региональной системы образования Правительство Республики Тыва постановляет:

Утвердить Концепцию развития системы дополнительного образования детей в Республике Тыва до 2020 года.

Первый заместитель
 Председателя Правительства
Республики Тыва
М.КОЗЛОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 13 ноября 2013 года N 654

     

 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА ДО 2020 ГОДА

1. Общие положения


Настоящая Концепция развития системы дополнительного образования детей в Республике Тыва до 2020 года (далее - Концепция) является документом, отражающим совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место и роль в региональной системе образования, в решении социально значимых проблем и воспитании юных жителей Республики Тыва.

Концепция направлена на реализацию государственной политики в области дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности, бизнес-сообщества к проблемам дополнительного образования детей и учащейся молодежи, а также к их воспитанию.

Настоящей Концепцией определяются цели, задачи, принципы и идеи развития системы дополнительного образования детей Республики Тыва, ценностно-смысловые, содержательные и результативные приоритеты, способы и механизмы развития дополнительного образования детей в Республике Тыва.

Настоящая Концепция носит межведомственный характер и будет способствовать созданию единого образовательного пространства, оптимизации использования республиканских ресурсов, а также формированию и реализации системной государственной политики в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

Правовую базу настоящей Концепции составляют:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 504.

Концепция разработана во исполнение:

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2148-р;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 4 февраля 2010 г.;

Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 3 апреля 2012 года N Пр-827.

Концепция выступает условием формирования и целостного развития системы дополнительного образования детей Республики Тыва, создает основу для совершенствования процесса управления в сфере дополнительного образования и воспитания.

Принимаемая Концепция определяет основы:

обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития дополнительного образования;

совершенствования управления развитием дополнительного образования в системе образования республики;

повышения эффективности и качества дополнительного образования в образовательных учреждениях;

укрепления межведомственного взаимодействия по реализации воспитательных программ в интересах детей и молодежи.

Концепция строится на необходимости консолидированного участия в решении задач развития системы этого вида образования государственных и муниципальных органов, организаций и предприятий, общественности, бизнес-сообщества.

Реализация основных положений Концепции позволит создать инновационный механизм развития дополнительного образования в региональной системе образования, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни молодого поколения.

Концепция адресована педагогическим коллективам образовательных учреждений республики и является основой для разработки соответствующих программ с учетом историко-культурных, социально-экономических, демографических и других особенностей развития территорий.

2. Состояние дополнительного образования детей и необходимость его развития как важнейшего направления образовательной политики Республики Тыва


Учреждения дополнительного образования детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить детям дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей.

Сеть учреждений дополнительного образования детей Республики Тыва составляет 76 образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 42, системе культуры - 31, системе физической культуры и спорта - 3. В них занимается свыше 30,5 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет (около 42 процентов от общего числа обучающихся).

В системе образования Республики Тыва функционирует 42 учреждения дополнительного образования детей, в том числе 38 муниципальных (детско-юношеские спортивные школы - 17, многопрофильных (дома и центры детского творчества) - 21 и 2 - государственных, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Тыва.

Количество обучающихся в системе дополнительного образования 23300 человек, что составляет 43,8 процента от всех школьников республики. В 323 творческих объединениях реализуется около 120 дополнительных образовательных программ по 7 общепринятым направленностям.

В большей степени услугами учреждений дополнительного образования пользуются подростки 10 - 17 лет (16309), что составляет 77 процентов от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

В системе дополнительного образования детей республики работают 758 специалистов (педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, психологи, тренеры).

В учреждениях дополнительного образования действуют программы для разных групп детей: одаренных, детей с проблемами развития, детей "группы риска", накоплены оригинальные образовательные технологии выявления и развития различных видов одаренности детей, функционируют инновационные модели по профессиональному становлению подростков, очно-заочные школы дополнительного образования, успешно реализуются различные социально-педагогические практики.

К позитивным тенденциям развития системы дополнительного образования детей Республики Тыва можно отнести следующие позиции:

- стабильная положительная динамика охвата обучающихся в системе дополнительного образования детей и высокий процент занятости - 43,8 процента от общего количества школьников, получающих дополнительные образовательные услуги (по России этот показатель составляет 41 процент), что доказывает востребованность и популярность данного типа образования;

- учреждения дополнительного образования детей являются важным воспитательным ресурсом, центрами организационно-методической работы, организаторами крупных социально значимых муниципальных и региональных мероприятий; ими ежегодно проводятся свыше 120 социально ориентированных мероприятий;

- в системе дополнительного образования активизировалась работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей в творческой и социальной сферах деятельности: 42 процента от всех победителей, которые получают гранты в рамках национального проекта "Образование", прошли школу дополнительного образования;

- интеграция общего и дополнительного образования: 47,4 процента всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей посещают объединения, организованные непосредственно на базе общеобразовательных учреждений; за последние три года этот показатель значительно вырос, свыше 85 процентов общеобразовательных школ активно сотрудничают с учреждениями дополнительного образования детей по самым различным направлениям деятельности. Целенаправленные формы сотрудничества создают условия наибольшего благоприятствования для развития воспитательных функций общеобразовательных учреждений, усиления познавательной мотивации учащихся, реализации инновационных идей;

- дополнительное образование остается бесплатным, доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами, составляет 1,2 процента. Более половины детей, занимающихся в системе дополнительного образования, из семей с достаточно низким уровнем достатка.

Система государственной поддержки развития детского творчества и досуга предоставляет детям данной категории возможность становиться успешными, социально востребованными личностями и получать навыки ранней социализации.

Вместе с тем, система дополнительного образования республики требует серьезных преобразований, направленных на обеспечение доступности и качественного образования по выбору.

В настоящее время ее развитие осуществляется в процессе преодоления противоречий и проблем, среди которых наиболее острые: бюджетное финансирование по "остаточному" принципу, ветшание зданий и старение кадров, низкие заработные платы, недостаток оборудования и инвентаря, отставание в развитии информационно-коммуникационных технологий.

Актуальными остаются вопросы обновления содержания дополнительного образования детей, что во многом зависит от творческой инициативы педагогов, поиска новых путей, связанных с интеграцией областей знаний, нетрадиционностью подходов и методов.

Наблюдается высокий процент образовательных программ, не имеющих очевидной востребованности со стороны детей и родителей, преобладание программ и форм дополнительного образования, направленных, прежде всего, на работу с "мотивированными" детьми, а дети "группы риска", девиантного поведения, имеющие проблемы в развитии, проблемы со здоровьем, нередко остаются вне поля зрения.

Существует "стандартный перекос" в выборе видов деятельности: так, например, слабо развито техническое направление, не удовлетворяется интерес молодежи к обучению медиа творчеству, информационным технологиям дизайна, архитектуры, к участию в молодежных проектах и другое.

Проблемой является недостаточная развитость клубных детских объединений, общественных движений, несоответствие (подмена) программ социально-педагогической направленности их смысловому содержанию.

В общеобразовательных учреждениях система дополнительного образования представлена в основном первым уровнем развития сферы дополнительного образования (случайный набор кружков и секций, работы которых не сочетаются друг с другом), что ведет к недостаточному использованию социальных и воспитательных возможностей включения детей в систему дополнительного образования.

Большинство муниципальных учреждений дополнительного образования детей не имеют необходимых организационных, кадровых, научно-методических, материально-технических условий, позволяющих подойти к процессу обучения комплексно, осуществлять организацию досуговой деятельности с обучающимися и качественно выполнять роль опорных центров, как этого требует современная образовательная политика.

Нет целостной системы работы с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей по созданию единого образовательного пространства, требуется инфраструктурная и содержательная реорганизация данных учреждений.

Сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда специалистов системы дополнительного образования. Требует совершенствования система организации и управления этим процессом.

Переход системы дополнительного образования детей от стратегии выживания к стратегии развития зависит от продуманности управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов.

Для организации эффективной работы системы дополнительного образования необходимы современные организационные формы, целенаправленное ресурсное обеспечение, включающее все основные механизмы: нормативно-правовую базу, кадры, финансы, материальные ресурсы, четкое определение стратегии развития системы дополнительного образования и направлений педагогической работы, исходя из интересов детей, семьи и общества.

Проблемы дополнительного образования в Республике Тыва:

- противоречивость и недостаточная сформированность законодательной и нормативной базы в сфере дополнительного образования детей;

- отсутствие стратегии развития всей системы дополнительного образования детей как единой межотраслевой региональной системы;

- ограниченность условий, обеспечивающих доступность дополнительного образования для всех слоев детского населения и учащейся молодежи;

- ведомственный характер усилий исполнительных органов государственной власти и муниципальных органов управления, учреждений и организаций, бизнес-сообщества по сохранению и развитию системы дополнительного образования детей;

- неразвитость механизмов государственно-общественного контроля за качеством образования;

- отсутствие механизма нормативно-подушевого финансирования учреждений дополнительного образования детей (существующий норматив финансирования не учитывает все виды деятельности и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, что не позволяет в полной мере обеспечить развитие материально-технической базы учреждений);

- ограниченность финансирования основных региональных и всероссийских мероприятий;

- недостаточность в системе дополнительного образования детей программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

- недостаточность программ дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- тенденция нивелирования в молодежной среде духовных и культурных ценностей, толерантности и гражданской ответственности;

- отставание темпов развития материально-технической базы учреждений технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных технологических процессов, что приводит к снижению количества программ технической направленности в системе дополнительного образования детей;

- возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования детей, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров.

Перечисленные проблемы негативно влияют на процесс создания единого образовательного пространства в Республике Тыва и использование в полной мере не только материально-технических, но и духовных, культурно-исторических, социальных ресурсов региона.

Переход системы дополнительного образования детей от стратегии выживания к стратегии развития зависит от продуманности управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе межведомственного взаимодействия.

Отсюда возникает необходимость концептуального подхода к решению проблем дополнительного образования детей в условиях единой региональной системы, включающей сферы образования, культуры, спорта, молодежной политики и других сфер, который позволит обеспечить стабильное развитие дополнительного образования детей, определить его роль и место в социально-экономическом развитии региона.

3. Концептуальные идеи, цель, задачи, подходы и принципы развития дополнительного образования детей в Республике Тыва


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»