ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 года N 741
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "УКРЕПЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РТ от 29.11.2016 N 515.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Тыва постановляет:
Внести в государственную программу Республики Тыва "Укрепление гражданского единства и национально-культурное развитие народов Республики Тыва на 2014 - 2016 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 года N 584, изменение, изложив ее в следующей редакции:
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 8 октября 2013 г. N 584
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "УКРЕПЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
(в ред. Постановления Правительства РТ от 19.12.2013 N 741)
ПАСПОРТ государственной программы Республики Тыва "Укрепление гражданского единства и национально-культурное развитие народов Республики Тыва на 2014 - 2016 годы"
Наименование Программы | - | государственная программа Республики Тыва "Укрепление гражданского единства и национально-культурное развитие народов Республики Тыва на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа) | ||||
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | - | распоряжение Правительства Республики Тыва от 27 сентября 2013 г. N 352-р "Об утверждении республиканского плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Тыва" | ||||
Государственный заказчик Программы | - | Администрация Главы Республики Тыва и Аппарат Правительства Республики Тыва | ||||
Государственный заказчик-координатор Программы | - | Министерство культуры Республики Тыва | ||||
Основной разработчик | - | Администрация Главы Республики Тыва и Аппарат Правительства Республики Тыва | ||||
Соисполнители Программы | Министерство культуры Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Министерство информатизации и связи Республики Тыва, государственное бюджетное научно-исследовательское и образовательное учреждение "Тувинский институт гуманитарных исследований" (далее - ТИГИ) | |||||
Цель Программы | - | укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и Республики Тыва | ||||
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа охватывает период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г. и осуществляется в три этапа: | ||||
Задачи Программы | - | содействие формированию и развитию общероссийского гражданского патриотизма и солидарности, этнокультурному многообразию и социально-экономическому развитию народов Республики Тыва, гармонизации межэтнических и этноконфессиональных отношений, обеспечение межэтнического мира и согласия | ||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | доля граждан Российской Федерации, считающих себя "россиянами" или причисляющих себя к российской нации (по данным социологического опроса); | ||||
Объемы и источники финансирования | - | объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств федерального бюджета составляет 30,700 тыс. рублей. | ||||
Год | Всего | Федеральный бюджет | Республиканский бюджет | Внебюджетные источники | ||
2014 | 14340 | 12300 | 2000 | 30 | ||
2015 | 10760 | 8750 | 1950 | 60 | ||
2016 | 11767 | 9650 | 2057,2 | 60 | ||
Итого | 36857,2 | 30700 | 6007,2 | 150 | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | доля граждан Российской Федерации, считающих себя "россиянами" или причисляющих себя к российской нации (по данным социологического опроса), - 60 процентов; |
I. Общая характеристика сферы реализации Программы
Республика Тыва - один из многонациональных субъектов Российской Федерации, на территории которого проживает более 100 национальностей и народностей, каждая из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. На начало 2013 года в Республике Тыва проживало 309347 жителей, в том числе городское население - 165756 человек (53,58 процента). Из них тувинцы - 82,04 процента, русские - 16,27, хакасы - 0,3, азербайджанцы - 0,05, армяне - 0,17, башкиры - 0,02, белорусы - 0,03, буряты - 0,03, грузины - 0,03, казахи - 0,02, киргизы - 0,21, корейцы - 0,05, монголы - 0,02, мордва - 0,02, немцы - 0,03, татары - 0,12, узбеки - 0,08, украинцы - 0,16, другие - 0,35 процента.
Проведенный анализ показывает, что Республика Тыва является многонациональной республикой, в составе которой преобладающей нацией являются тувинцы.
Данная Программа разработана для дальнейшего развития межнациональной политики на территории республики.
Современная национальная структура республики является результатом совместного проживания и взаимодействия различных этносов и культур во многие годы. Исторически между различными национальными общностями складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости.
В настоящее время национальные отношения в республике представляют собой один из наиболее важных типов социально-этнических отношений. С особой четкостью выявилась тенденция возрастания интереса населения республики к своим национально-культурным истокам, историческому наследию. Это проявилось в создании центров национальных культур, которых в республике насчитывается 10.
Наряду с экономической и политической реформами идет поиск новых основ и форм национальных и межнациональных отношений. Наиболее существенным становится дифференцированный подход к осуществлению национальной политики с учетом особенностей региона.
Настоящая Программа призвана стать конкретным инструментом реализации основных направлений национальной политики.
Для активного привлечения к изучению и анализу социально-культурной и политической обстановки в республике, выявления существующей или потенциальной угрозы конфронтации и конфликта между представителями разных национальностей, проживающих на территории республики, и разработки предложений местным органам власти по вопросам укрепления межнационального и межконфессионального согласия и мира в республике созданы и успешно функционируют:
1) Совет при Главе Республики Тыва по взаимодействию с общественными объединениями (действует с 2009 года);
2) постоянно действующая рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Республике Тыва (действует с 2011 года);
3) комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Тыва (действует с 2011 года);
4) Общественная палата Республики Тыва (действует с 2011 года);
5) Ассамблея народов, проживающих на территории республики, созданная Съездом народов республики в декабре 2010 года;
6) общественные советы при министерствах и ведомствах, администрациях муниципальных районов и городских округов республики (действуют с 2009 года).
Общественная экспертиза наиболее значимых проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти республики в сфере межэтнических отношений осуществляется в рамках деятельности Общественной палаты Республики Тыва, а также вышеуказанных консультативных и совещательных советов.
Всесторонний анализ современной экономической, политической и социокультурной ситуации в республике позволяют сделать вывод о том, что основные теоретические и практические подходы к национально-культурному развитию народов в республике верны. Это подтверждается бесконфликтным протеканием процессов межнационального взаимодействия различных национальных групп республики.
В настоящее время на территории республики осуществляют свою деятельность следующие национальные общественные организации:
а) национально-культурные автономии и общественные объединения, созданные по этническому признаку:
республиканская общественная организация "Центр немецкой культуры";
тувинская республиканская общественная организация "Мир тувинцев";
ассоциация коренного малочисленного народа Севера тувинцев-тоджинцев "Тос Чадыр" (Берестяной чум);
региональная общественная организация "Ассамблея народов";
Верхне-Енисейское окружное казачье общество;
Национально-культурная автономия азербайджанцев;
б) незарегистрированные национальные организации и диаспоры:
киргизский культурный центр "Манас-Ата", 3500 чел;
армянский центр "Арарат", 650 чел;
Корейский общественный центр, 500 чел;
бурятское землячество "Байкал", 400 чел;
Монгольская диаспора, 100 чел.
Настоящая Программа включает в себя следующие аспекты:
во-первых: возросшая за последнее время угроза проявления национального экстремизма диктует необходимость разработки стратегии противодействия этому явлению на республиканском уровне. Этим объясняется включение в Программу системы мер, направленных на профилактику и нейтрализацию национального экстремизма;
во-вторых: Программа учитывает необходимость обеспечения единства и целостности страны в новых исторических условиях развития российской государственности на основе согласования и учета общегосударственных интересов и интересов национальных групп, проживающих в республике, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных культур, языков, средств массовой информации.
Эффективное управление процессами национального саморазвития и оптимизации межнациональных отношений невозможно без четко определенной политики взаимодействия всех властных структур, в том числе и органов местного самоуправления республики, с национальными общественными формированиями и учеными республики. Данное положение отражено в мероприятиях Программы.
Также в Программе определены основные направления взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти, органов местного самоуправления республики и представителей различных конфессий на основе духовно-нравственного воспитания населения, формирования ценностных установок, взглядов и типов поведения, способствующих межкультурному общению и межконфессиональному согласию в республике.
Процесс формирования гражданского общества в республике в предстоящие годы должен продолжаться на основе социокультурного развития народов. Разработка перечисленных этноконфессиональных аспектов должна стать основой для изучения современных изменений национальной политики и государственно-конфессиональных отношений, моделирования экономических отношений в республике. В этой связи Программой определены следующие приоритетные направления деятельности:
гармонизация национальных и межнациональных отношений на основе объединения усилий органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления в Республике Тыва и национальных сообществ;
совершенствование механизмов регулирования взаимоотношений между нациями и национальными группами;
предотвращение национального и религиозного экстремизма;
анализ возможностей и средств формирования национальных установок в массовом сознании людей, мониторинг их изменения, в том числе и под воздействием средств массовой информации;
формирование чувства патриотизма на основе общности исторических судеб народов, интегрированных в единую общность россиян;
культурное развитие народов, проживающих в республике, на основе сохранения традиций самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;
расширение сети национальных обществ, национально-культурных центров в местах компактного проживания представителей разных наций и народностей на территории республики;
просвещение граждан в сфере культурного многообразия;
выработка новых принципов осмысления историко-культурного наследия республики как многонационального, с учетом особенностей культурного синтеза, взаимовлияния различных национальных менталитетов;
проведение научных исследований, семинаров, научно-практических конференций с выработкой конкретных рекомендаций по вопросам национальных отношений.
Приоритеты Программы определены республиканским Планом мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Тыва, утвержденным распоряжением Правительства Республики Тыва от 27 сентября 2013 г. N 352-р, законами Республики Тыва и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственной национальной политики, социальной политики, этнокультурного развития народов России, реализации и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов (в части вопросов, касающихся обеспечения гражданского мира и национального согласия, формирования гармоничных межнациональных отношений).
Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Программы являются:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
необходимость знания всеми гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;
признание права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;
запрещение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также разжигание расовой, межнациональной и межрелигиозной розни, ненависти либо вражды;
обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
обеспечение прав национальных меньшинств;