Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 - 2020 годы" (с изменениями на 31 июля 2020 года)



I. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы


Территория Республики Тыва разделена на 17 административных районов, 5 городов (из них 2 городских округа: Кызыл и Ак-Довурак), 1 поселок городского типа и 120 сельских населенных пунктов, на территории которых осуществляется жилая застройка.


Более трети всего населения Тувы проживает в городах: Кызыл, Ак-Довурак, Шагонар, с более развитой социальной и инженерной структурой, обеспечивающей многоквартирную жилую застройку, в сельских населенных пунктах по большей части индивидуальное жилищное строительство (далее - ИЖС).


Показатель государственной программы "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 - 2020 годы" ввода жилья достигался в рамках утвержденных программ и ИЖС:


1) подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на 2017 - 2020 годы". В период с 2013 до 2019 года было передано в государственную собственность 1202 жилых помещения общей площадью приблизительно 39666 кв. м;


2) Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013 - 2020 годы. Фактически с 2013 по 2020 годы из 50,47 тыс. кв. м аварийного жилья переселена 1351 семья (4000 человек);


3) индивидуальное жилищное строительство. В последние годы центр строительной активности сместился в сельские населенные пункты, где бурно развивается индивидуальное жилищное строительство, и реализуется ряд федеральных и республиканских программ, в том числе программа "Социальное развитие села".


Республиканской и муниципальной властью используются и другие механизмы для стимулирования строительства: господдержка молодых семей и молодых специалистов, выделение льготной древесины и земельных участков отдельным категориям граждан, подъемные материальные выплаты для врачей и учителей, льготная ипотека, материальный капитал и иные меры, которые позволяют увеличить объем работ по строительству объектов жилищного строительства, а именно выполнять годовой план ввода жилья.


За период реализации Программы общий объем ввода в эксплуатацию жилых домов увеличился в 4,2 раза, ИЖС - в 4 раза (в среднем ИЖС составляет 77 процентов от общего ежегодного плана ввода жилья).


ИЖС в республике становится все более популярным среди различных слоев населения. Основные преимущества ИЖС: более низкая себестоимость по сравнению с многоэтажным жильем (до 20 процентов), возможность свободной планировки, наличие земельного участка. Основным строительным материалом в малоэтажном строительстве остается дерево. В последние годы увеличивается строительство домов из сэндвич-панелей различных типов.


В то же время наряду с высокими показателями жилищного строительства остаются проблемы, связанные с внедрением рыночных отношений в сферу жилищного строительства. Эти проблемы препятствуют эффективному решению вопросов улучшения жилищных условий граждан, желающих проживать в индивидуальном доме на собственном участке.


В целом, по темпам строительства жилья в последние годы республика выполняет план ввода жилья. Динамика роста объема ввода жилья за период с 2013 до 2019 года представлена на рисунке 1*.

В 2018 году уровень обеспеченности жильем населения увеличился до 14,1 кв. м, динамика роста данного показателя отражена на рисунке 2*, а ввод жилья на одного человека вырос до 0,29 кв. м (рис. 3*).

________________

* Рисунки 1 - 3 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.


Вместе с тем существуют проблемы в сфере жилищного строительства. Основными проблемами, наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков, являются отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной и транспортной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.


Каждый застройщик старается минимизировать затраты на строительство инженерных сетей, приобретая строительную площадку с минимальными затратами на ее подготовку. Таких площадок по республике все меньше, многие требуют дополнительных капитальных затрат на строительство инженерных сетей.