Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 22.05.2018)


      Раздел 1. Характеристика сферы реализации Программы, ее текущего (действительного) состояния, включая описание основных проблем, и прогноз ее развития

(в редакции Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)


Важность отрасли средств массовой информации для развития Республики Северная Осетия-Алания определяется не только экономическими показателями выпуска продукции. Она продиктована и тем влиянием, которое СМИ оказывают на формирование общественного сознания, а также ролью СМИ в установлении полноценного диалога между властью и обществом, влиянием СМИ на формирование общественного мнения, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала республики, сохранения языка.

В последнее десятилетие XX века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их инновационное воздействие касается всех государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей.

Современные средства массовой информации являются одной из основ модернизации системы государственного управления, экономики, социальных и гражданских институтов на основе принципов информационного общества.

Для обеспечения полноценной работы средств массовой информации Республики Северная Осетия-Алания необходимо постоянное совершенствование инфраструктуры массмедиа в соответствии с современными требованиями.

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания, на территории республики зарегистрированы:

76 периодических изданий, в том числе 24 журнала, 46 газет, 6 сборников;

10 телеканалов и телепрограмм;

16 радиоканалов;

4 сетевых издания;

1 информационное агентство.

(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)

Следует пояснить, что в список Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания не вошли издания тиражом меньше 1000 экземпляров, теле- и радиоканалы, имеющие лицензию, но не осуществляющие вещание, ГТРК "Алания" и радио "Алания", являющиеся дочерними филиалами ФГУП ВГТРК "Россия", а также интернет-сайт "15 регион".

Система печатных СМИ в Республике Северная Осетия-Алания сложилась еще в начале 20-го века, а электронных - в 60-е гг. того же столетия. Для такого региона как Северная Осетия это стало истинным прорывом. Государственная политика в отношении СМИ позволяла наладить тесный диалог между властью и обществом, что являлось и является ключевой задачей деятельности средств массовой информации. Все последующие десятилетия республиканские СМИ устойчиво развивались. Но изменение формата общества в 90-х гг. прошлого столетия, распад СССР, появление Интернета и множество других причин не могли не отразиться на традиционном укладе СМИ. Если сравнивать возможности Интернет СМИ с возможностями печатных СМИ, то конкурировать с ними на данном этапе способны только телевидение и радио. С появлением социальных сетей, которые по многим параметрам также могут заявить о себе как о СМИ, положение печатных изданий в республике, как государственных, так и негосударственных, еще более усугубилось. Что привело к сокращению тиражей и к отставанию в оперативности размещения информации. По сложившейся традиции читателями газет и общественно-политических журналов в республике являются люди среднего и старшего возраста. Молодежь, по данным социологических исследований, информацию об окружающем мире получает из социальных сетей.

Стремительный рост цен на услуги ФГУП "Почта России" еще более усложнил ситуацию. В настоящее время печатные СМИ республики оказались в сложной ситуации (газета "Северная Осетия": 1-е полугодие 2012 г. - 32000 экз., 2-е полугодие 2012 г. - 30970 экз., 1-е полугодие 2013 г. - 30630 экз., 2-е полугодие 2013 г. - 29600 экз., 1-е полугодие 2014 г. - 28739 экз., 2-е полугодие 2014 г. - 24479 экз., 1-е полугодие 2015 г. - 22730 экз., 2-е полугодие 2015 г. - 21440 экз., 1-е полугодие 2016 г. - 18979 экз., 2-е полугодие 2016 г. - 17991 экз.; газета "Растдзинад": - 1-е полугодие 2012 г. - 8221 экз., 2-е полугодие 2012 г. - 7636 экз., 1-е полугодие 2013 г. - 7797 экз., 2-е полугодие 2013 г. - 6986 экз., 1-е полугодие 2014 г. - 7374 экз., 2-е полугодие 2014 г. - 7443 экз., 1-е полугодие 2015 г. - 6334 экз., 2-е полугодие 2015 г. - 6142 экз., 1-е полугодие 2016 г. - 6102 экз., 2-е полугодие 2016 г. - 5181 экз.).

(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)

По второму полугодию 2014 года тиражи подписки удалось сохранить благодаря маркетинговым действиям в СМИ и увеличению периода досрочной подписной кампании. Повышение цен реально отразится на подписной кампании 1-го полугодия 2015 года.

Что касается телевидения и радио, то они преимущественно ориентируются на экономический результат. Это приводит к преобладанию развлекательных, музыкальных, новостных программ и сокращению образовательных, познавательных, детских, просветительских передач, производство которых требует значительного финансирования.

Ситуация в отрасли средств массовых коммуникаций в республике характеризуется не только разнообразием печатных и электронных СМИ, но и вовлечением в эту среду большого количества работников как творческого, так и управленческого профилей. Соответственно, важным элементом развития отрасли является повышение квалификации сотрудников СМИ, подготовка специалистов всех уровней для телерадиокомпаний, газет, агентств, типографий.

Телекоммуникации и СМИ в значительной степени нацелены на увеличение степени доступности государственных услуг, а также качества их предоставления; способствуют формированию общественного мнения в отношении проводимой государственной политики к определенным социальным группам, в том числе детям, молодежи, пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам), женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей, и другим наименее социально защищенным категориям граждан. В связи с этим создание качественного информационного продукта и гарантированное доведение его до жителей республики становится принципиальной задачей органов власти всех уровней, учитывая наличие достаточно большого числа аффилированных СМИ, в том числе со значительной долей иностранного участия в уставном капитале. В совокупности это способствует позитивному восприятию Республики Северная Осетия-Алания в стране и мире.

(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)

Отсутствие в Республике Северная Осетия-Алания программы развития СМИ с большей долей вероятности может привести к замедлению темпов развития отрасли. Еще одной причиной тому могут стать недостаток системных, комплексных мероприятий, а также дублирование расходов на одинаковые по целевой аудитории и содержанию средства массовой информации. В этих условиях не будут использоваться в полной мере возможности наиболее эффективного канала коммуникаций - печатных и электронных СМИ по позитивному информационному воздействию на жителей республики в рамках реализации Правительством Республики Северная Осетия-Алания социально-экономической политики.

(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)

Программа разработана с учетом необходимости обеспечения развития медиаиндустрии в Республике Северная Осетия-Алания в соответствии с общероссийскими тенденциями. В результате реализации Программы улучшатся условия для развития в Республике Северная Осетия-Алания средств массовой информации, возрастет доступность СМИ для граждан, повысится качество информационного продукта, в том числе при освещении основных направлений деятельности органов власти, будет обеспечено более эффективное функционирование механизмов обратной связи между властью и гражданами.

Развитие республиканского телевещания, подъем и распространение сигнала через спутник и, соответственно, увеличение аудитории регионального телеканала в значительной степени усилят информационные позиции республики в российском медиапространстве, благоприятно отразятся на имидже Республики Северная Осетия-Алания как стабильно развивающегося субъекта Российской Федерации. Модернизация инфраструктуры электронных СМИ, переход на цифровые технологии позволят внедрить новые форматы телевещания, обеспечат возможность распространения сигнала телеканалов спутниковым ресурсом.

(абзац введен Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)

Внедрение новых технологий приведет к развитию вещания внутри региона, обеспечит население качественным информационным продуктом. Программа способствует развитию интерактивного информационного контакта электронных средств массовой информации с телезрителями.

(абзац введен Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)