ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 года N 477
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2019 N 470.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.2015 N 97, от 11.04.2017 N 160, от 04.07.2017 N 268, от 19.12.2017 N 490, от 22.05.2018 N 176)
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Развитие средств массовой информации Республики Северная Осетия-Алания" на 2015 - 2020 годы (далее - Программа).
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.12.2017 N 490)
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания при формировании республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на соответствующие годы предусмотреть средства на реализацию мероприятий Программы.
3. Министерству экономического развития Республики Северная Осетия-Алания включить Программу в Перечень государственных программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на соответствующие годы.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Л.Я. Кесельбренера.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
С.ТАКОЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.2015 N 97, от 11.04.2017 N 160, от 04.07.2017 N 268, от 19.12.2017 N 490, от 22.05.2018 N 176)
(в редакции Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.12.2017 N 490)
Ответственный исполнитель Программы | Комитет по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160) | |
Соисполнители Программы | Отсутствуют |
(введено Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160) | |
Участники Программы | Государственное автономное учреждение Республики Северная Осетия-Алания "Редакция республиканской газеты "Северная Осетия". |
(введено Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160; в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.05.2018 N 176) | |
Структура Программы. Подпрограммы | Подпрограмма 1. Развитие электронных средств массовой информации. |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160, от 22.05.2018 N 176) | |
Цели Программы | Развитие и модернизация системы средств массовой информации Республики Северная Осетия-Алания. |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160) | |
Задачи Программы | 1. Создание условий для долгосрочного и устойчивого развития системы средств массовой информации в Республике Северная Осетия-Алания. |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160) | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Объем государственного регионального телевещания в Республике Северная Осетия-Алания. |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160, от 22.05.2018 N 176) | |
Этапы и сроки реализации Программы | 1 этап: 2015 - 2016 гг. |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.12.2017 N 490) | |
Объем и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания в размере 671445,1 тыс. рублей, в том числе: |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.12.2017 N 490, от 22.05.2018 N 176) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Создание условий для долгосрочного развития отрасли. |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160) |
(в редакции Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)
Важность отрасли средств массовой информации для развития Республики Северная Осетия-Алания определяется не только экономическими показателями выпуска продукции. Она продиктована и тем влиянием, которое СМИ оказывают на формирование общественного сознания, а также ролью СМИ в установлении полноценного диалога между властью и обществом, влиянием СМИ на формирование общественного мнения, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала республики, сохранения языка.
В последнее десятилетие XX века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их инновационное воздействие касается всех государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей.
Современные средства массовой информации являются одной из основ модернизации системы государственного управления, экономики, социальных и гражданских институтов на основе принципов информационного общества.
Для обеспечения полноценной работы средств массовой информации Республики Северная Осетия-Алания необходимо постоянное совершенствование инфраструктуры массмедиа в соответствии с современными требованиями.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания, на территории республики зарегистрированы:
76 периодических изданий, в том числе 24 журнала, 46 газет, 6 сборников;
10 телеканалов и телепрограмм;
16 радиоканалов;
4 сетевых издания;
1 информационное агентство.
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)
Следует пояснить, что в список Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия-Алания не вошли издания тиражом меньше 1000 экземпляров, теле- и радиоканалы, имеющие лицензию, но не осуществляющие вещание, ГТРК "Алания" и радио "Алания", являющиеся дочерними филиалами ФГУП ВГТРК "Россия", а также интернет-сайт "15 регион".
Система печатных СМИ в Республике Северная Осетия-Алания сложилась еще в начале 20-го века, а электронных - в 60-е гг. того же столетия. Для такого региона как Северная Осетия это стало истинным прорывом. Государственная политика в отношении СМИ позволяла наладить тесный диалог между властью и обществом, что являлось и является ключевой задачей деятельности средств массовой информации. Все последующие десятилетия республиканские СМИ устойчиво развивались. Но изменение формата общества в 90-х гг. прошлого столетия, распад СССР, появление Интернета и множество других причин не могли не отразиться на традиционном укладе СМИ. Если сравнивать возможности Интернет СМИ с возможностями печатных СМИ, то конкурировать с ними на данном этапе способны только телевидение и радио. С появлением социальных сетей, которые по многим параметрам также могут заявить о себе как о СМИ, положение печатных изданий в республике, как государственных, так и негосударственных, еще более усугубилось. Что привело к сокращению тиражей и к отставанию в оперативности размещения информации. По сложившейся традиции читателями газет и общественно-политических журналов в республике являются люди среднего и старшего возраста. Молодежь, по данным социологических исследований, информацию об окружающем мире получает из социальных сетей.
Стремительный рост цен на услуги ФГУП "Почта России" еще более усложнил ситуацию. В настоящее время печатные СМИ республики оказались в сложной ситуации (газета "Северная Осетия": 1-е полугодие 2012 г. - 32000 экз., 2-е полугодие 2012 г. - 30970 экз., 1-е полугодие 2013 г. - 30630 экз., 2-е полугодие 2013 г. - 29600 экз., 1-е полугодие 2014 г. - 28739 экз., 2-е полугодие 2014 г. - 24479 экз., 1-е полугодие 2015 г. - 22730 экз., 2-е полугодие 2015 г. - 21440 экз., 1-е полугодие 2016 г. - 18979 экз., 2-е полугодие 2016 г. - 17991 экз.; газета "Растдзинад": - 1-е полугодие 2012 г. - 8221 экз., 2-е полугодие 2012 г. - 7636 экз., 1-е полугодие 2013 г. - 7797 экз., 2-е полугодие 2013 г. - 6986 экз., 1-е полугодие 2014 г. - 7374 экз., 2-е полугодие 2014 г. - 7443 экз., 1-е полугодие 2015 г. - 6334 экз., 2-е полугодие 2015 г. - 6142 экз., 1-е полугодие 2016 г. - 6102 экз., 2-е полугодие 2016 г. - 5181 экз.).
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)
По второму полугодию 2014 года тиражи подписки удалось сохранить благодаря маркетинговым действиям в СМИ и увеличению периода досрочной подписной кампании. Повышение цен реально отразится на подписной кампании 1-го полугодия 2015 года.
Что касается телевидения и радио, то они преимущественно ориентируются на экономический результат. Это приводит к преобладанию развлекательных, музыкальных, новостных программ и сокращению образовательных, познавательных, детских, просветительских передач, производство которых требует значительного финансирования.
Ситуация в отрасли средств массовых коммуникаций в республике характеризуется не только разнообразием печатных и электронных СМИ, но и вовлечением в эту среду большого количества работников как творческого, так и управленческого профилей. Соответственно, важным элементом развития отрасли является повышение квалификации сотрудников СМИ, подготовка специалистов всех уровней для телерадиокомпаний, газет, агентств, типографий.
Телекоммуникации и СМИ в значительной степени нацелены на увеличение степени доступности государственных услуг, а также качества их предоставления; способствуют формированию общественного мнения в отношении проводимой государственной политики к определенным социальным группам, в том числе детям, молодежи, пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам), женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей, и другим наименее социально защищенным категориям граждан. В связи с этим создание качественного информационного продукта и гарантированное доведение его до жителей республики становится принципиальной задачей органов власти всех уровней, учитывая наличие достаточно большого числа аффилированных СМИ, в том числе со значительной долей иностранного участия в уставном капитале. В совокупности это способствует позитивному восприятию Республики Северная Осетия-Алания в стране и мире.
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)
Отсутствие в Республике Северная Осетия-Алания программы развития СМИ с большей долей вероятности может привести к замедлению темпов развития отрасли. Еще одной причиной тому могут стать недостаток системных, комплексных мероприятий, а также дублирование расходов на одинаковые по целевой аудитории и содержанию средства массовой информации. В этих условиях не будут использоваться в полной мере возможности наиболее эффективного канала коммуникаций - печатных и электронных СМИ по позитивному информационному воздействию на жителей республики в рамках реализации Правительством Республики Северная Осетия-Алания социально-экономической политики.
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)
Программа разработана с учетом необходимости обеспечения развития медиаиндустрии в Республике Северная Осетия-Алания в соответствии с общероссийскими тенденциями. В результате реализации Программы улучшатся условия для развития в Республике Северная Осетия-Алания средств массовой информации, возрастет доступность СМИ для граждан, повысится качество информационного продукта, в том числе при освещении основных направлений деятельности органов власти, будет обеспечено более эффективное функционирование механизмов обратной связи между властью и гражданами.
Развитие республиканского телевещания, подъем и распространение сигнала через спутник и, соответственно, увеличение аудитории регионального телеканала в значительной степени усилят информационные позиции республики в российском медиапространстве, благоприятно отразятся на имидже Республики Северная Осетия-Алания как стабильно развивающегося субъекта Российской Федерации. Модернизация инфраструктуры электронных СМИ, переход на цифровые технологии позволят внедрить новые форматы телевещания, обеспечат возможность распространения сигнала телеканалов спутниковым ресурсом.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)
Внедрение новых технологий приведет к развитию вещания внутри региона, обеспечит население качественным информационным продуктом. Программа способствует развитию интерактивного информационного контакта электронных средств массовой информации с телезрителями.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)
Также Программа обеспечит круглосуточное телерадиовещание в цифровом формате на государственных языках Республики Северная Осетия-Алания с охватом всей территории республики, производство и распространение высококачественного телеконтента. Устойчивое развитие электронных СМИ Республики Северная Осетия-Алания будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации принципа самоокупаемости за счет привлечения внебюджетных источников дохода.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)
Сохраняя традиционную роль, периодические печатные издания (газеты, журналы) выполняют важнейшие культурные, социальные, образовательные и просветительские функции, для реализации которых, как показывают опыт и современная ситуация, необходима государственная поддержка. Основной проблемой печатных СМИ является методологическая и технологическая отсталость большинства редакций, сужение их аудитории, неэффективные подписные кампании, снижение тиража, существование за счет государственной поддержки.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)
Государственный сектор книгоиздания в Республике Северная Осетия-Алания представлен издательством "Ир". Основной его задачей является сохранение и поддержка регионального книгоиздания, выпускающего социально значимую литературу.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160; в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.05.2018 N 176)
Имея опытный кадровый ресурс, высокий потенциал производительности, касающейся ежегодного выпуска книг различной направленности, в силу отсутствия должной государственной поддержки издательства вынуждены работать не в полную силу, ограничиваясь лишь перечнем из менее чем 20 наименований. Ежегодно дополнительные трудности создают непрерывно растущие цены на типографские, транспортные услуги и другие виды расходов.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 160)
Очевидно, что сектор государственного книгоиздания необходимо развивать, субсидируя не только выплату заработной платы работникам и содержание имущества издательств, но и направляя средства на рост производительности, расширение перечня выпускаемой продукции, в том числе на национальном языке.