Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112" В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (с изменениями на: 01.03.2017)


 2. Необходимость обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"


Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития адекватного механизма, использующего современные технологии, быстрого реагирования на угрозы.

В то же время в масштабе Республики Коми ситуации, требующие экстренного реагирования, возникают регулярно. Так, по статистике в 2010 году, в Республике Коми зарегистрированы следующие показатели:

1) по линии "01" в подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) поступило 1 364 220 сообщений граждан, из них 13 018 - связанные с пожарами, 4 396 - не связанные с пожарами, 21 390 - переадресованы в другие ДДС;

2) по линии "02" в территориальные отделы и управления Министерства внутренних дел по Республике Коми (далее - МВД по РК) поступило 101 251 сообщение о преступлениях, в том числе 25 321 сообщение по линии Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

3) по линии "03" всего поступило 371 630 вызовов скорой медицинской помощи, в том числе по несчастным случаям - 44 232, по дорожно-транспортным происшествиям - 1 787.

Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения безопасности и стабильного социально-экономического развития Республики Коми. Одним из методов решения этой проблемы является создание оснащенных современными технологическими системами (такими, как мультисервисные сети, системы позиционирования, навигации и картографии и др.), позволяющими сократить время от возникновения чрезвычайной ситуации до начала реагирования специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.

Опыт создания системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб через единый номер в Курской области показал, что существенного сокращения такого времени удается достичь при создании системы, позволяющей одновременно привлечь к реагированию все необходимые службы после принятия вызова от нуждающегося (или получения соответствующего специального сообщения от технических средств в автоматическом режиме).

Создание такой системы возможно при введении единого номера вызова экстренных оперативных служб. В Российской Федерации таким номером определен трехзначный номер "112", что позволяет гармонизировать способ вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза согласно подписанному в 1998 году соглашению.

На территории Республики Коми создание территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру "112" в Республике Коми (далее - Система-112) осуществлено в 2016 году.

По состоянию на октябрь 2016 года в Республике Коми действует основной центр обработки вызовов Системы-112, обеспечивающий прием и обработку вызовов по номеру "112" с территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар".

Как временная мера, по состоянию на 2016 год, на территории Республики Коми все действующие операторы сотовой связи обеспечивают маршрутизацию звонка с телефонного номера "112" на Систему интерактивного справочного меню (IVR) с последующей маршрутизацией на номера "01", "02", "03", "04" и номера ЕДДС.

В муниципальных образованиях городских округов и муниципальных образованиях муниципальных районов в Республике Коми (далее - муниципальные образования в Республике Коми) ведется работа по повышению уровня технической оснащенности ЕДДС оргтехникой, средствами связи, программным обеспечением, организуется доступ к сетям передачи данных с возможностью отправки и получения материалов по электронной почте и факсимильной связи непосредственно с рабочих мест в круглосуточном режиме.

Основным проблемным вопросом по эффективному созданию Системы-112 является необходимость четкого определения задач и функций министерств и ведомств в данной области, а также порядка их взаимодействия и зоны ответственности каждой из экстренных оперативных служб.

Работа по созданию Системы-112 предполагает разработку правил (регламентов) взаимодействия и согласование их с участниками обработки вызовов, поступивших по номеру "112".

При разработке правил (регламентов) взаимодействия необходимо учитывать возможность расширения перечня участников Системы-112.

Вместе с правилами (регламентами) взаимодействия участников необходимо определить порядок подключения участников Системы-112. Порядок должен позволять подключать новых участников после начала постоянной эксплуатации Системы-112. К таким участникам могут относиться организации, эксплуатирующие системы жизнеобеспечения и жилищно-коммунального хозяйства, трубопроводы, объекты транспорта и т.п.

Дежурно-диспетчерские службы в муниципальных образованиях в Республике Коми, имеющих общую границу, должны иметь возможность координировать свои действия в рамках Системы-112.

Предполагается, что значительная доля поступающих звонков на единый номер не будет сообщениями о чрезвычайных ситуациях. Рост запросов справочной информации, как и сообщений по вопросам работы служб жизнеобеспечения, является ожидаемым эффектом работы Системы-112 и должен быть учтен при прогнозировании нагрузки на технические средства.

Статистика за период опытной эксплуатации Системы-112 в 2015 году на базе основного ЦОВ-112 на территории МО ГО "Сыктывкар" представлена в приложении 1 к настоящей Концепции.

С учетом размеров территории, численности населения и его распределения в Республике Коми необходимо предусмотреть:

1) территориально-распределенную структуру Системы-112;

2) достаточное резервирование технических средств для надежной работы Системы-112 и разумной стоимости ее содержания для обработки не менее 4000 звонков в сутки или 120000 в месяц;

3) не более чем 12-часовую смену диспетчерского состава центрального пункта приема вызовов с пиковой нагрузкой в выходные дни и с 17:00 до 20:00 часов в рабочие дни.

Организации, предоставляющие услуги наземной и подвижной связи в Республике Коми, должны быть готовы к работе Системы-112, а именно:

1) со всех абонентских устройств передачи голоса в телефонных сетях, функционирующих на территории Республики Коми, должна быть реализована возможность дозвона по номеру "112" (в том числе с телефонов гостиничных номеров, с телефонов, подключенных к учрежденческим автоматическим телефонным станциям и т.п.);

2) все объекты участников Системы-112 должны иметь возможность подключения к мультисервисной сети, в рамках которой осуществляется взаимодействие между участниками, с техническими параметрами подключения, достаточными для одновременной передачи голоса и сервисных данных.

При необходимости обеспечения взаимодействия участников Системы-112 с использованием уже функционирующих автоматизированных систем порядок такого взаимодействия должен закрепляться отдельно, например, специальным техническим заданием на реализацию регламента в электронной форме.

При выборе основных технических решений, применяемых в Системе-112, необходимо учитывать как возможности всего региона, так и возможности участников Системы-112 по ее созданию и дальнейшей эксплуатации, в том числе возможности организационного, кадрового, финансового и прочего обеспечения.