ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 года N 24
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 2012 Г. N 413 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "СТРОИТЕЛЬСТВО, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ, ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
_________________________________________________________________________________
Документ утратил силу с 1 апреля 2020 года на основании Постановления Правительства Республики Коми от 31.10.2019 N 520
_________________________________________________________________________________
Правительство Республики Коми постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 413 "О Государственной программе Республики Коми "Строительство, обеспечение качественным, доступным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Коми" изменения согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
Приложение
к Постановлению
Правительства Республики Коми
от 23 января 2014 года N 24
Государственную программу Республики Коми "Строительство, обеспечение качественным, доступным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Коми", утвержденную постановлением (приложение), изложить в следующей редакции:
"Государственная программа Республики Коми "Строительство, обеспечение качественным, доступным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Коми"
Паспорт Государственной программы Республики Коми "Строительство, обеспечение качественным, доступным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Коми"
Ответственный исполнитель Программы | Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми |
Соисполнители Программы | Министерство образования Республики Коми; Министерство экономического развития Республики Коми; Государственная жилищная инспекция Республики Коми; Агентство Республики Коми по управлению имуществом; Служба Республики Коми по тарифам |
Подпрограммы Программы | 1. Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Республики Коми (далее - Подпрограмма 1). 2. Создание условий для обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами населения Республики Коми (далее - Подпрограмма 2). 3. Обеспечение реализации государственной программы (далее - Подпрограмма 3) |
Программно-целевые инструменты Программы | ведомственная целевая программа "Создание условий для развития энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетического потенциала Республики Коми (2012 - 2014 годы)"; ведомственная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Республике Коми (2014 - 2016 годы)"; ведомственная целевая программа "Создание условий для развития энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетического потенциала Республики Коми (2015 - 2017 годы)"; ведомственная целевая программа "Создание условий для развития энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетического потенциала Республики Коми (2018 - 2020 годы)" |
Цель Программы | удовлетворение потребностей населения Республики Коми в доступном и комфортном жилье и качественных жилищно-коммунальных услугах |
Задачи Программы | 1) повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения Республики Коми, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; 2) повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Республики Коми |
Целевые индикаторы и показатели Программы | ввод жилья (тыс. кв.м, в год); удельный вес введенной общей площади жилых домов к общей площади жилищного фонда (%); удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами (процентов от числа опрошенных) |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014 - 2020 годы |
Объемы финансирования Программы | общий объем бюджетных ассигнований Программы на 2014 - 2016 годы составит 10 121 039,1 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 3 525 438,9 тыс. рублей; 2015 год - 3 655 436,7 тыс. рублей; 2016 год - 2 940 163,5 тыс. рублей; из них: за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 8 588 216,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 2 963 073,0 тыс. рублей; 2015 год - 2 739 982,9 тыс. рублей; 2016 год - 2 885 160,1 тыс. рублей; из них за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 55302,3 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 55302,3 тыс. рублей; 2015 год - 0 тыс. рублей; 2015 год - 0 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов 186 710,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 75 650,6 тыс. рублей; 2015 год - 56 056,1 тыс. рублей; 2016 год - 55 003,4 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета на предоставление государственных жилищных сертификатов 1 346 113,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 486 715,3 тыс. рублей; 2015 год - 859 397,7 тыс. рублей; 2016 год - 0 тыс. рублей. Предоставление государственных гарантий Республики Коми в пределах объемов, предусмотренных программой государственных гарантий Республики Коми, утвержденной законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации Программы | в течение срока реализации Программы комплекс мер должен обеспечить благоприятные условия проживания населения Республики Коми, основанные на развитии конкуренции, привлечении инвестиций в строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, повышении качества и доступности жилья. Реализация Программы позволит к 2020 году достичь следующих конечных результатов: повысить среднюю обеспеченность общей площадью жилья на уровне 25,4 кв.м на человека в 2015 году и 25,9 кв.м - к 2020 году; сформировать рынок арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, способствовать развитию некоммерческого арендного жилищного фонда; снизить среднюю стоимость одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года) на 20 процентов к 2018 году; увеличить число граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье; улучшить условия проживания более 80 тыс. граждан за счет проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда; сдерживать рост платы за тепловую энергию населения, проживающего в сельских районах республики; повысить эффективность использования топливно-энергетического потенциала Республики Коми путем внедрения энергосберегающих технологий; создать систему теплоснабжения г. Воркуты, способствующую эффективному использованию топливных ресурсов и оптимизации теплового баланса; улучшить освещенность улиц г. Сыктывкара при одновременном снижении потребления электрической энергии; повысить уровень газификации Республики Коми; снизить долю уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, до 14,0%, канализационной - до 8,2%; повысить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 87,8% |
I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Коми
Республику Коми характеризуют малая заселенность, обусловленная масштабом территории при незначительной численности населения и существенной удаленностью между населенными пунктами, неблагоприятные природно-климатические условия для функционирования жилищно-коммунального комплекса.
По уровню обеспеченности документами территориального планирования Республика Коми занимает 8 место среди регионов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа (из 11 субъектов).
По состоянию на 1 марта 2013 года в Республике Коми:
утверждена схема территориального планирования Республики Коми;
из 15 схем территориального планирования муниципальных районов Республики Коми 8 утверждено, в стадии согласования находятся 7;
из 5 генеральных планов городских округов 4 утверждены (Сыктывкар, Воркута, Усинск, Инта), в настоящее время в стадии согласования находится генеральный план МО ГО "Ухта";
из 174 генеральных планов поселений 14 утверждено, 48 находятся на разных стадиях разработки, согласования и утверждения.
Еще необходимо разработать 112 документов территориального планирования.
Разработка и утверждение документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования являются необходимой нормативно-правовой базой для принятия соответствующих решений по развитию территорий, в том числе по размещению жилищного (индивидуального) строительства, объектов инженерной инфраструктуры и социальной сферы, с эффектом экономии бюджетных средств.
Средняя обеспеченность жилой площадью населения региона в 2009 году составила 24,4 кв.м на человека, для сравнения в России - 22,4 кв.м, в 2010 году - 24,5 кв.м на человека, в 2011 году - 24,7 кв.м на человека. Вместе с тем более половины граждан региона проживает в домах, построенных в 1970 - 1980 гг., десятая часть всего жилищного фонда размещена в ветхих и аварийных строениях. Показатель строительства жилья на одного жителя Республики Коми вдвое меньше российского.
С 2011 года в Республике Коми отмечается значительное увеличение количества и объемов выданных населению жилищных кредитов, включая ипотеку. Оживление рынка жилищного кредитования во многом обусловлено смягчением кредитной политики банков, которая заключается в снижении процентных ставок, увеличении срока кредитования, уменьшении требований к платежеспособности заемщиков, кредитовании жилья на этапе строительства.
Несмотря на развитие в республике рынка жилой недвижимости, приобрести жилье с использованием только рыночных механизмов способен ограниченный круг семей. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье для многих по-прежнему являются низкая доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Особую, положительную роль в решении жилищной проблемы в республике оказывает государственная поддержка населения при строительстве или приобретении жилья.
В течение 2008 - 2013 годов данная поддержка оказывалась в рамках подпрограммы "Развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования" целевой республиканской программы "Жилище" на 2008 - 2012 годы, долгосрочной республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Коми (2011 - 2015 годы)".
В настоящее время в Республике Коми на учете на получение жилья состоят более 52 тыс. семей. 83 процента жителей республики, желающих жить в отдельном жилье, не имеют доходов для решения этой проблемы, порядка 50 процентов численности населения Республики Коми - граждане, имеющие среднедушевой денежный доход ниже среднего по региону.
Данные о количестве семей, нуждающихся в жилых помещениях по Республике Коми и состоящих на учете на переселение, по состоянию на 1 января 2012 г. приведены в таблице.
Таблица
Категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями | Обязательства по обеспечению жильем, семей | ||
муниципалитетов | федеральные | всего | |
Общие основания | 14 832 | - | 14 832 |
Многодетные семьи | 783 | - | 783 |
Молодые семьи | 702 | - | 702 |
Вынужденные переселенцы | - | 10 | 10 |
Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица | - | 38 | 38 |
Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей | - | 36 078 | 36 078 |
ИТОГО | 16 317 | 36 126 | 52 443 |
Продолжается реализация мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан России с использованием государственных жилищных сертификатов. На начало 2011 года потребность в обеспечении жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет федеральные жилищные обязательства, была по-прежнему велика и составляла в целом в Российской Федерации около 500 тыс. семей. Из этого количества жители Республики Коми составляли 37,5 тыс. семей (7,5%).
К 2015 году планируется обеспечить жильем граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 января 2005 г.; граждан, признанных установленным порядком вынужденными переселенцами. Обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, будет осуществляться по мере финансовых возможностей.
Для Республики Коми сохраняется проблема переселения избыточного (нетрудоспособного) населения из городов и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Республики Коми в климатически благоприятные регионы России. В связи с закрытием шахт в ходе реструктуризации угольной промышленности необходимо переселить избыточное население из шахтерских городов Воркуты и Инты: из 36 тыс. семей жителей Республики Коми, состоящих на учете на переселение в климатически благоприятные регионы России, более 25,8 тыс. семей являются жителями шахтерских городов Воркуты и Инты.
По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь жилищного фонда в Республике Коми составляет 22,3 млн. кв.м и насчитывает 91,4 тыс. жилых домов, из которых 22,3 тыс. - многоквартирные дома общей площадью 18,278 млн. кв.м.
Из общего числа многоквартирных домов 46 процентов построены в период с 1946 года по 1970 год, 36 процентов - в период с 1971 год по 1995 год. С износом от 31 до 65 процентов в республике эксплуатируются более 9 тысяч жилых домов, свыше 70 процентов - 1475 домов. Удельный вес полностью благоустроенных жилых помещений в среднем по республике - 54,6%.
Средний физический износ инженерных сетей на начало 2012 года составил:
тепловых сетей - 62%;
канализационных сетей - 79%;
водопроводных сетей - 64%;
электросетей - 62%.
В целом водопроводно-канализационный комплекс в Республике Коми включает в себя 2,6 тыс. км водопроводных сетей, 1,7 тыс. км канализационных сетей, 518 водозаборов, 148 очистных сооружений водопровода и канализации, 408 насосных станций, 330 централизованных водопроводов и 125 централизованных систем канализации, состояние которых определяет качество оказываемых услуг.
Основная проблема при эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры - значительная степень их износа. Износ канализационных сетей в Республике Коми составляет 79%, в ветхом состоянии находятся 15% главных канализационных коллекторов и 14% внутриквартальных и внутридомовых канализационных сетей.
На сегодняшний день услугами централизованного водоснабжения пользуются около 80 процентов населения республики. Однако не имеют сооружений канализации 645 сельских населенных пунктов и 7 поселков городского типа. Сброс ливневых вод в водные объекты в целом по республике составил 2,67 млн. куб.м, в т.ч. загрязненных - 1,74 млн. куб.м.
Потребность в средствах для выполнения основных работ по полному восстановлению коммунальной инфраструктуры муниципальных образований в Республике Коми составляет по оценке ООО "ЭКОВОДПРОЕКТ" (г. Санкт-Петербург) более 4,0 млрд. рублей, по реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения первостепенной значимости порядка 900,0 млн. рублей.
В Республике Коми, расположенной в условиях Крайнего Севера, актуально стоит вопрос о необходимости эффективной реализации государственной политики по рациональному использованию энергетических ресурсов и обеспечению доступности жилищно-коммунальных услуг.
В рамках осуществления государственного строительного надзора проверяется оснащенность строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, применение энергоэффективных материалов и конструктивных решений, предусмотренных проектной документацией, либо устанавливается необходимость их применения в случае реконструкции существующего объекта, изменения проектных решений или замены материалов с целью соответствия требованиям технического регламента.
Особого внимания требует система теплоснабжения г. Воркуты, которая расположена в 150 километрах севернее Полярного круга и в 140 километрах от побережья Северного Ледовитого океана, где отопительный период составляет около 11 месяцев.
Неэффективность системы теплоснабжения Воркуты обусловлена:
избыточностью тепловых мощностей теплоисточников города;
использованием в виде топлива дорогостоящего мазута на самом крупном теплоисточнике в городе - Воркутинской центральной водогрейной котельной;
неэффективной структурой выработки тепловой и электрической энергии.
Система уличного освещения столицы Республики Коми - города Сыктывкара также является неэффективной, что обусловлено техническим износом установленных в городе светильников. 74% светильников в системе освещения города Сыктывкара по своим характеристикам не соответствуют требованиям существующих норм освещения и энергосбережения, не обеспечивают надлежащий уровень освещенности, яркости, равномерности и пульсации, что в вечернее и ночное время приводит, в том числе, к небезопасному движению автотранспорта и пешеходов на дорогах, а также являются экологически небезопасными.
В Республике Коми, являющейся нефтегазодобывающим регионом и транзитным регионом по транспорту углеводородного сырья, остро стоит вопрос снабжения природным газом населенных пунктов. Повышение уровня и качества жизни населения и основа решений многих социальных вопросов зависят от уровня газификации населенных пунктов Республики Коми.
Уровень газификации природным газом населенных пунктов Республики Коми является одним из самых низких по сравнению с другими субъектами Российской Федерации и составляет всего 43,68 процента (в городах и поселках городского типа 57,17 процента, в сельских населенных пунктах - 6,02 процента). На начало 2010 года по сравнению с 2005 годом уровень газификации населенных пунктов вырос на 2,58 процента в целом, в том числе в городах на 2,97 процента и в сельской местности - на 0,52 процента. По России за период 2005 - 2009 годов показатели увеличились с 2005 года соответственно на 9, 6 и 8 процентов.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено право граждан на получение жилищных и коммунальных услуг надлежащего качества. Порядок предоставления жилищных и коммунальных услуг, а также параметры их предоставления регламентированы законодательством.