1. Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В рамках нынешнего этапа социально-экономического развития страны разработана и принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Республике Коми являются принимаемые законы Республики Коми и издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты, реализуемые приоритетные национальные проекты "Образование", "Здоровье", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", региональная программа Республики Коми "Обеспечение правопорядка и безопасности граждан в 2014 году", региональная программа Республики Коми по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию России "Республика Коми - территория межнационального мира и согласия (2014 - 2020 годы)", региональная программа Республики Коми "Повышение безопасности дорожного движения (2013 - 2015 годы)" и другие.
В Республике Коми в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, на обеспечение их безопасности. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. В 2010 году в Республике Коми был создан институт уполномоченного по правам ребенка.
Вместе с тем на сегодняшний день риск опасности для здоровья и жизни детей еще достаточно велик. Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
1.1. В последние годы особенно актуальной становится проблема обеспечения информационной безопасности детей. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
В настоящее время многие дети имеют доступ во всемирную сеть "Интернет", которая содержит огромное количество информации запрещенного характера, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Растет количество сообщений о киберунижениях детей в социальных сетях. Отдельное место сейчас заняла тема противодействия распространению детской порнографии в сети "Интернет".
Распространение получила угроза вовлечения детей в незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров через социальные сети и Интернет-ресурсы.
1.2. Особого внимания требует социальная инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей - это условия сохранения жизни и здоровья детей, сохранения материальных ценностей от возможных пожаров, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, преступных посягательств, создающих угрозу жизни и здоровью детей.
В настоящее время как в Российской Федерации, так и в Республике Коми отсутствует какая-либо система обеспечения безопасности оборудования детских игровых площадок. Сертификация такого оборудования является добровольной. Ни на один из контрольных (надзорных) органов не возложены соответствующие полномочия по контролю (надзору) за деятельностью предприятий и организаций, производящих и эксплуатирующих оборудование детских игровых площадок, за соблюдением требований безопасности национальных стандартов. Между тем около 30 процентов травм дети получают именно на этих объектах социальной инфраструктуры.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей может быть достигнута проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного и организационного характера.
1.3. Из года в год продолжает оставаться актуальной проблема безопасности детей на дорогах. Именно дети очень часто оказываются в опасных дорожных ситуациях. Количество детей, пострадавших на дорогах, неуклонно растет. Более 75 процентов дорожно-транспортных происшествий с детьми произошло в городах и населенных пунктах.
Причиной роста уровня детского дорожно-транспортного травматизма является целая совокупность предпосылок для дорожно-транспортных происшествий с участием детей: высокие показатели автомобилизации и интенсивности движения на дорогах в городах республики; плохое состояние дорог, улиц и недостаточный уровень их освещенности; низкий уровень правосознания и культуры граждан в области дорожного движения, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения, игнорирование средств личной безопасности.