Неизбежность информатизации сферы образования Республики Коми обусловлена рядом объективных и субъективных причин, среди которых в первую очередь следует отметить необходимость создания единой республиканской образовательной информационной среды, интегрированной в общероссийское и мировое образовательное пространство.
Такая среда создаст условия для интеграции организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории республики, организации оперативного обмена педагогическим опытом и внедрения в образовательный процесс новейших достижений российской и мировой педагогической науки.
Кроме того, единое образовательное информационное пространство позволит удовлетворить требования общества относительно информационной открытости сферы образования, доступности и возможности независимой оценки качества предоставляемых образовательных услуг.
Не менее важной и объективной причиной необходимости информатизации сферы образования является ее отставание от процесса формирования информационного общества. Даже в образовательных организациях городов внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс и в управление образованием идет недопустимо медленно. По очевидным причинам особенно сильно это проявляется в образовательных организациях, расположенных в сельских, а также в удаленных и труднодоступных местностях. В результате увеличивается разрыв между уровнем образования и социализации выпускников таких образовательных организаций и выпускников городских, и прежде всего "элитных", образовательных организаций, и, как следствие, усиливается их неравенство в праве на образование.
Еще одна причина - стремительное развитие социальных сетей, виртуальной среды общения, обмена информацией, возможностей получения новых знаний независимо от географического и социального положения обучающегося, предоставление различных, в том числе государственных и муниципальных, услуг в электронном виде.
Как следствие, активное развитие различных проектов (государственных, негосударственных, частных и общественных) предоставления образовательных услуг в виде электронного и дистанционного сетевого ресурса.
Все это позволяет сделать вывод, что без информатизации системы образовательных услуг невозможно дальнейшее формирование и совершенствование доступной целостной, последовательной системы непрерывного профессионального образования, основу которой составляют технологии и методики дистанционного обучения.
Минимальные требования к информатизации образовательного процесса и использованию информационных технологий при реализации образовательных программ изложены в федеральных государственных образовательных программах уровней и направлений подготовки обучаемых.
Таким образом, информатизация сферы образования Республики Коми и системы образовательных услуг, реализуемых на ее территории, обусловлена возникновением в сфере образования проблем и задач, эффективное решение которых невозможно без развития информационных и коммуникативных технологий. И, прежде всего, это:
1) необходимость обеспечить качество и доступность образовательных услуг в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;
2) необходимость обеспечить реализацию требований, предусмотренных в этой части федеральными государственными стандартами;
3) необходимость получения обучающимися новых, востребованных обществом образовательных результатов: овладение информационной и коммуникативной компетентностью, навыками проектной деятельности;
4) индивидуализация обучения;
5) обеспечение социализации обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей, проживающих в труднодоступных и удаленных местностях, и доступности для них основных видов образовательных услуг;
6) поддержка одаренных детей;
7) разработка и реализация механизмов эффективной дистанционной поддержки профессиональной ориентации обучающихся и профильного обучения;
8) повышение эффективности управления в сфере образования.