ИКТ-компетентность - это способность индивидуума использовать информационные и коммуникативные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для ее продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы жить и успешно трудиться в условиях становящегося информационного общества.
В рамках данного направления информатизации сферы необходимо предусмотреть:
1) формирование ИКТ-компетентности лиц, осуществляющих организационно-управленческие функции в сфере образования республики.
Планируемое (организованное) формирование ИКТ-компетентности лиц, осуществляющих организационно-управленческие функции в сфере образования республики через систему повышения квалификации и переподготовки, реализуется в следующих формах:
а) в форме государственного заказа образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность в области повышения квалификации и переподготовки административных работников;
б) в форме размещения заказа на конкурсной основе среди организаций, осуществляющих образовательную деятельность и имеющих право на оказание образовательных услуг в области использования ИКТ в образовательном процессе;
в) по индивидуальной образовательной траектории, формируемой лицами, осуществляющими организационно-управленческие функции в сфере образования республики самостоятельно;
2) формирование ИКТ-компетентности педагогических работников республики.
Планируемое (организованное) формирование ИКТ-компетентности работников сферы образования через систему повышения квалификации и переподготовки реализуется в следующих формах:
а) в форме государственного заказа подведомственным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность в области повышения квалификации и переподготовки педагогических и административных работников;
б) в форме размещения заказа на конкурсной основе среди организаций, осуществляющих образовательную деятельность и имеющих право на оказание образовательных услуг в области использования ИКТ в образовательном процессе;
в) по индивидуальной образовательной траектории, формируемой педагогическим работником самостоятельно.
Другие механизмы формирования и развития ИКТ-компетентности педагогических работников, направленные на повышение их личной заинтересованности, основаны на организации и проведении региональных и муниципальных мероприятий по поддержке педагогических инициатив;
3) формирование ИКТ-компетентности обучающихся и их законных представителей.
Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся и их родителей включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Современная информационная среда и инструменты создают условия для развития традиционной классно-урочной системы, последовательной трансформации времени и пространства учебной работы. Новые организационные и технологические возможности для индивидуализации работы обучающихся обеспечивают достижения каждым обучающимся заданных образовательных результатов, формирование и развитие способности к самообразованию, формированию компетенций, которые необходимы для самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков.
Современное развитие ИКТ дает возможность установить новый уровень взаимодействия образовательных организаций с родителями. Формирование ИКТ-компетентности родителей позволяет выработать оптимальную систему взаимодействия, направленную на развитие обучающихся и улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса. Родители становятся полноправными партнерами педагогов в оценке учебной работы ребенка и разработке путей повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
В рамках данного направления реализуются следующие задачи информатизации сферы образования:
1) повышение эффективности образовательного процесса за счет внедрения в обучение информационно-коммуникативных технологий;
2) повышение ИКТ-компетентности участников отношений в сфере образования.