Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ


1.2. Субъекты и объекты информатизации образования


Сфера образования Республики Коми представляет собой большую систему, элементами которой являются образовательные организации различных типов и форм собственности, республиканские и муниципальные органы управления образованием и участники образовательного процесса.

Функционирование организаций системы образования в Республике Коми осуществляется посредством организации взаимодействия образовательных организаций, расположенных на ее территории и оказывающих населению различные образовательные услуги, органов управления образованием и участников образовательного процесса. В связи с этим представляется целесообразным с учетом реализуемых этими элементами функций выделить два класса объектов, подлежащих информатизации в сфере образования:

1) государственные и муниципальные образовательные организации;

2) республиканские и муниципальные органы управления образованием.

Кроме того, необходимо отметить наличие трех различных групп субъектов информатизации: педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители). Причем первые две из них в процессе приобретения знаний и навыков, формирования информационно-коммуникативных компетенций могут менять свой статус, переходя из состояния "субъект" в состояние "объект" и наоборот.

В Российской Федерации реализуется четырехуровневая система управления сферой образования:

1) федеральный уровень;

2) региональный (республиканский) уровень;

3) муниципальный (районный или городской) уровень;

4) уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Особенностью управленческих функций федерального уровня является их направленность на постановку и реализацию стратегических задач, определяющих тенденции и тренды функционирования и развития сферы образования России в целом, и их определенная обособленность от управленческих функций, реализуемых на последующих, более низких уровнях управления. Федеральная система управления сферой образования выполняет функции внешней системы по отношению к остальным уровням, достигающей своих целей за счет координирующих и корректирующих воздействий на эти уровни.

Информатизация сферы образования Республики Коми, внедрение ИКТ в образовательные процессы, реализуемые организациями, которые осуществляют образовательную деятельность на территории республики, достигается в результате согласованного целенаправленного взаимодействия остальных уровней в процессе реализации их управленческих функций.

Республиканский уровень управления сферой образования обеспечивает решение государственных задач в области образования на территории республики с учетом особенностей ее территории и населения, региональных условий социально-экономического развития и специфики решения практических задач реализации образовательного процесса в различных муниципальных образованиях.

Муниципальный уровень отличает его направленность на решение конкретных задач в области организации обучения и воспитания с учетом территориальных особенностей и специфики условий реализации образовательного процесса в конкретном муниципальном образовании.

На институциональном уровне (в образовательных организациях) прежде всего решается задача непосредственного внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Приведенное выше распределение функций между уровнями управления позволяет распределить степени компетентности и ответственности за реализацию Концепции между всеми участниками процесса информатизации сферы образования республики с соблюдением общепринятого принципа сочетания централизации и децентрализации управления. Реализация такого распределения функций является важным условием обеспечения эффективности управления процессами информатизации и объективной оценки достигнутых результатов.