Настоящая Концепция определяет общие принципы информатизации сферы образования Республики Коми и методологию, на основе которой планируются и реализуются отдельные мероприятия и комплексы мероприятий в данной области.
Информатизация региональной системы образовательных услуг в рамках данной Концепции рассматривается как длительный целенаправленный и организованный процесс изменений, ориентированный на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и эффективного использования в образовательном процессе и в системах управления образованием современных постоянно обновляющихся информационных и коммуникативных технологий.
Концепция призвана, при условии ее периодической коррекции и модернизации, в период до 2020 г. содействовать достижению ориентиров и перспектив, которые обозначены для сферы образования в основных нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах Республики Коми:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212;
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45;
Концепция информатизации Республики Коми, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 года N 361-р.
Перечень утвержденных государственных программ Республики Коми, направленных на реализацию настоящей Концепции:
1) Государственная программа Республики Коми "Информационное общество", утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 423:
основное мероприятие 2.01.02. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке;
2) Государственная программа Республики Коми "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 411 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Развитие образования":
а) основное мероприятие 2.2.4. Укрепление материально-технической базы общеобразовательных организаций в Республике Коми (ответственный исполнитель - Комитет информатизации и связи Республики Коми);
б) основное мероприятие 2.3.9. Укрепление материально-технической базы государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в Республике Коми, направленное на развитие этнокультурного образования (ответственный исполнитель - Комитет информатизации и связи Республики Коми).
Основные ориентиры и стратегические направления развития, на реализацию которых нацелена Концепция - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной и педагогической наукой, ориентированного на формирование творческой, общественно активной и социально-ответственной личности.
Реализация данной Концепции создаст условия, необходимые для достижения этих ориентиров и направлений, сформирует комплекс механизмов для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных и коммуникативных технологий.
Информатизация является необходимым условием и инструментом достижения данной системы ориентиров и одним из компонентов этой системы. Концепция является основой для разработки региональных и муниципальных программ информатизации образования, межвузовских и межведомственных образовательных проектов.
Содержательной основой программ информатизации сферы образования и системы образовательных услуг должны стать две составляющие.
С одной стороны, это внедрение современных информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду. В этом случае такие технологии выступают в качестве аппаратно-программного ресурса, позволяющего принципиально изменить организацию образовательного пространства и оптимизировать управление процессом достижения планируемых результатов образовательными системами разных уровней, то есть они исполняют роль ресурса и инструмента для достижения современных образовательных результатов.
С другой стороны, это освоение обучающимися современных информационно-коммуникативных технологий как самостоятельный результат образования, необходимая составляющая культуры личности. При таком подходе эти технологии необходимо рассматривать как обязательный элемент содержания образования.
Реализация Концепции требует согласованной трехуровневой (региональной, муниципальной и институциональной) организации управления и методического сопровождения процесса комплексной информатизации сферы образования и системы образовательных услуг на основе соблюдения единых принципов и подходов.
Для полноценного внедрения информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ) в процессы организации и функционирования региональной системы образования необходима консолидация следующих типов ресурсов:
1) материально-технических: программно-аппаратной базы сферы образования региона в целом;
2) кадровых: педагогических работников и методистов, владеющих методиками и технологиями, основанными на использовании ИКТ, а также менеджеров и администраторов образования, готовых к использованию ИКТ в управленческой деятельности, к организации и обеспечению функционирования единой информационной образовательной среды на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;
3) методических: методик и технологий, предполагающих активное использование ИКТ на разных уровнях процессов обучения и управления образованием;
4) организационных, включающих в себя механизмы внедрения, мониторинга и поддержания в актуальном состоянии всех групп ресурсов.