РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2014 года N 460-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 октября 2017 года на основании распоряжения Правительства РК от 23.10.2017 N 474-р.
____________________________________________________________________
В целях определения общих принципов и основных мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в сфере образования в Республике Коми:
1. Утвердить Концепцию информатизации сферы образования в Республике Коми на 2014 - 2020 годы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Комитету информатизации и связи Республики Коми, Министерству образования Республики Коми совместно с заинтересованными органами в системе исполнительной власти Республики Коми и органами местного самоуправления в Республике Коми в период 2014 - 2020 годов обеспечить реализацию Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителей Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющих в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере реализации единой государственной политики в области информатизации и развития связи, в сфере реализации государственной политики в области образования.
Председатель Правительства
Республики Коми
В.ТУКМАКОВ
КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Настоящая Концепция определяет общие принципы информатизации сферы образования Республики Коми и методологию, на основе которой планируются и реализуются отдельные мероприятия и комплексы мероприятий в данной области.
Информатизация региональной системы образовательных услуг в рамках данной Концепции рассматривается как длительный целенаправленный и организованный процесс изменений, ориентированный на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и эффективного использования в образовательном процессе и в системах управления образованием современных постоянно обновляющихся информационных и коммуникативных технологий.
Концепция призвана, при условии ее периодической коррекции и модернизации, в период до 2020 г. содействовать достижению ориентиров и перспектив, которые обозначены для сферы образования в основных нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах Республики Коми:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212;
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45;
Концепция информатизации Республики Коми, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 года N 361-р.
Перечень утвержденных государственных программ Республики Коми, направленных на реализацию настоящей Концепции:
1) Государственная программа Республики Коми "Информационное общество", утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 423:
основное мероприятие 2.01.02. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке;
2) Государственная программа Республики Коми "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 411 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Развитие образования":
а) основное мероприятие 2.2.4. Укрепление материально-технической базы общеобразовательных организаций в Республике Коми (ответственный исполнитель - Комитет информатизации и связи Республики Коми);
б) основное мероприятие 2.3.9. Укрепление материально-технической базы государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в Республике Коми, направленное на развитие этнокультурного образования (ответственный исполнитель - Комитет информатизации и связи Республики Коми).
Основные ориентиры и стратегические направления развития, на реализацию которых нацелена Концепция - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной и педагогической наукой, ориентированного на формирование творческой, общественно активной и социально-ответственной личности.
Реализация данной Концепции создаст условия, необходимые для достижения этих ориентиров и направлений, сформирует комплекс механизмов для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных и коммуникативных технологий.
Информатизация является необходимым условием и инструментом достижения данной системы ориентиров и одним из компонентов этой системы. Концепция является основой для разработки региональных и муниципальных программ информатизации образования, межвузовских и межведомственных образовательных проектов.
Содержательной основой программ информатизации сферы образования и системы образовательных услуг должны стать две составляющие.
С одной стороны, это внедрение современных информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду. В этом случае такие технологии выступают в качестве аппаратно-программного ресурса, позволяющего принципиально изменить организацию образовательного пространства и оптимизировать управление процессом достижения планируемых результатов образовательными системами разных уровней, то есть они исполняют роль ресурса и инструмента для достижения современных образовательных результатов.
С другой стороны, это освоение обучающимися современных информационно-коммуникативных технологий как самостоятельный результат образования, необходимая составляющая культуры личности. При таком подходе эти технологии необходимо рассматривать как обязательный элемент содержания образования.
Реализация Концепции требует согласованной трехуровневой (региональной, муниципальной и институциональной) организации управления и методического сопровождения процесса комплексной информатизации сферы образования и системы образовательных услуг на основе соблюдения единых принципов и подходов.
Для полноценного внедрения информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ) в процессы организации и функционирования региональной системы образования необходима консолидация следующих типов ресурсов:
1) материально-технических: программно-аппаратной базы сферы образования региона в целом;
2) кадровых: педагогических работников и методистов, владеющих методиками и технологиями, основанными на использовании ИКТ, а также менеджеров и администраторов образования, готовых к использованию ИКТ в управленческой деятельности, к организации и обеспечению функционирования единой информационной образовательной среды на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;
3) методических: методик и технологий, предполагающих активное использование ИКТ на разных уровнях процессов обучения и управления образованием;
4) организационных, включающих в себя механизмы внедрения, мониторинга и поддержания в актуальном состоянии всех групп ресурсов.
Неизбежность информатизации сферы образования Республики Коми обусловлена рядом объективных и субъективных причин, среди которых в первую очередь следует отметить необходимость создания единой республиканской образовательной информационной среды, интегрированной в общероссийское и мировое образовательное пространство.
Такая среда создаст условия для интеграции организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории республики, организации оперативного обмена педагогическим опытом и внедрения в образовательный процесс новейших достижений российской и мировой педагогической науки.
Кроме того, единое образовательное информационное пространство позволит удовлетворить требования общества относительно информационной открытости сферы образования, доступности и возможности независимой оценки качества предоставляемых образовательных услуг.
Не менее важной и объективной причиной необходимости информатизации сферы образования является ее отставание от процесса формирования информационного общества. Даже в образовательных организациях городов внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс и в управление образованием идет недопустимо медленно. По очевидным причинам особенно сильно это проявляется в образовательных организациях, расположенных в сельских, а также в удаленных и труднодоступных местностях. В результате увеличивается разрыв между уровнем образования и социализации выпускников таких образовательных организаций и выпускников городских, и прежде всего "элитных", образовательных организаций, и, как следствие, усиливается их неравенство в праве на образование.
Еще одна причина - стремительное развитие социальных сетей, виртуальной среды общения, обмена информацией, возможностей получения новых знаний независимо от географического и социального положения обучающегося, предоставление различных, в том числе государственных и муниципальных, услуг в электронном виде.
Как следствие, активное развитие различных проектов (государственных, негосударственных, частных и общественных) предоставления образовательных услуг в виде электронного и дистанционного сетевого ресурса.
Все это позволяет сделать вывод, что без информатизации системы образовательных услуг невозможно дальнейшее формирование и совершенствование доступной целостной, последовательной системы непрерывного профессионального образования, основу которой составляют технологии и методики дистанционного обучения.
Минимальные требования к информатизации образовательного процесса и использованию информационных технологий при реализации образовательных программ изложены в федеральных государственных образовательных программах уровней и направлений подготовки обучаемых.
Таким образом, информатизация сферы образования Республики Коми и системы образовательных услуг, реализуемых на ее территории, обусловлена возникновением в сфере образования проблем и задач, эффективное решение которых невозможно без развития информационных и коммуникативных технологий. И, прежде всего, это:
1) необходимость обеспечить качество и доступность образовательных услуг в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;
2) необходимость обеспечить реализацию требований, предусмотренных в этой части федеральными государственными стандартами;
3) необходимость получения обучающимися новых, востребованных обществом образовательных результатов: овладение информационной и коммуникативной компетентностью, навыками проектной деятельности;
4) индивидуализация обучения;
5) обеспечение социализации обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей, проживающих в труднодоступных и удаленных местностях, и доступности для них основных видов образовательных услуг;
6) поддержка одаренных детей;
7) разработка и реализация механизмов эффективной дистанционной поддержки профессиональной ориентации обучающихся и профильного обучения;
8) повышение эффективности управления в сфере образования.
Сфера образования Республики Коми представляет собой большую систему, элементами которой являются образовательные организации различных типов и форм собственности, республиканские и муниципальные органы управления образованием и участники образовательного процесса.
Функционирование организаций системы образования в Республике Коми осуществляется посредством организации взаимодействия образовательных организаций, расположенных на ее территории и оказывающих населению различные образовательные услуги, органов управления образованием и участников образовательного процесса. В связи с этим представляется целесообразным с учетом реализуемых этими элементами функций выделить два класса объектов, подлежащих информатизации в сфере образования:
1) государственные и муниципальные образовательные организации;
2) республиканские и муниципальные органы управления образованием.
Кроме того, необходимо отметить наличие трех различных групп субъектов информатизации: педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители). Причем первые две из них в процессе приобретения знаний и навыков, формирования информационно-коммуникативных компетенций могут менять свой статус, переходя из состояния "субъект" в состояние "объект" и наоборот.
В Российской Федерации реализуется четырехуровневая система управления сферой образования:
1) федеральный уровень;
2) региональный (республиканский) уровень;
3) муниципальный (районный или городской) уровень;
4) уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Особенностью управленческих функций федерального уровня является их направленность на постановку и реализацию стратегических задач, определяющих тенденции и тренды функционирования и развития сферы образования России в целом, и их определенная обособленность от управленческих функций, реализуемых на последующих, более низких уровнях управления. Федеральная система управления сферой образования выполняет функции внешней системы по отношению к остальным уровням, достигающей своих целей за счет координирующих и корректирующих воздействий на эти уровни.
Информатизация сферы образования Республики Коми, внедрение ИКТ в образовательные процессы, реализуемые организациями, которые осуществляют образовательную деятельность на территории республики, достигается в результате согласованного целенаправленного взаимодействия остальных уровней в процессе реализации их управленческих функций.
Республиканский уровень управления сферой образования обеспечивает решение государственных задач в области образования на территории республики с учетом особенностей ее территории и населения, региональных условий социально-экономического развития и специфики решения практических задач реализации образовательного процесса в различных муниципальных образованиях.
Муниципальный уровень отличает его направленность на решение конкретных задач в области организации обучения и воспитания с учетом территориальных особенностей и специфики условий реализации образовательного процесса в конкретном муниципальном образовании.
На институциональном уровне (в образовательных организациях) прежде всего решается задача непосредственного внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Приведенное выше распределение функций между уровнями управления позволяет распределить степени компетентности и ответственности за реализацию Концепции между всеми участниками процесса информатизации сферы образования республики с соблюдением общепринятого принципа сочетания централизации и децентрализации управления. Реализация такого распределения функций является важным условием обеспечения эффективности управления процессами информатизации и объективной оценки достигнутых результатов.