Недействующий

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 05.08.2013)


Создание конкурентоспособной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности


С целью реализации задачи создания в Кабардино-Балкарской Республике благоприятной для инвестиций административной среды с 2013 года необходимо начать внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, утвержденного Наблюдательным советом автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив" и рекомендуемого к внедрению на территории Российской Федерации.

В сфере строительства основной упор следует направить на упрощение, ускорение и удешевление процесса получения разрешительной документации, согласований, а также исключение дублирования процедур, в том числе на основе услуги "одного окна".

Необходимо сформировать систему организации и сопровождения инвестиционных проектов, сводящую к минимуму необходимость "ручного" управления проектами и процессами. Данная система должна включать рычаги заинтересованности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в скорейшей реализации инвестиционных проектов, исключая конфликт интересов ввиду действия принципа бюрократии и влияния личностного фактора.

Для осуществления единой централизованной инвестиционной политики и повышения эффективности ее реализации будет продолжена деятельность института по выработке механизмов инвестиционной политики - Совета при Главе Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям.

Законодательством Кабардино-Балкарской Республики закреплены гарантии на осуществление инвестиционной деятельности и предусмотрены различные формы государственной поддержки инвесторов как прямым (активным), так и косвенным (пассивным) путем. Первый путь подразумевает прямое участие государства в инвестиционных проектах, второй представляет собой создание условий для комфортного инвестиционного климата посредством предоставления инвесторам различных мер поддержки: налоговых кредитов, налоговых льгот, субсидий, государственных гарантий.

Налоговые льготы были и остаются одним из существенных элементов в отношениях, основанных на принципах государственно-частного партнерства.

Кроме того, инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, на основании Закона Кабардино-Балкарской Республики "О предоставлении льготы по налогу на имущество организаций и понижении ставки налога на прибыль организаций субъектам инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике" могут быть предоставлены льготы по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций.

Будут реализованы мероприятия, направленные на стимулирование расширения спектра финансовых инструментов, дифференцированных по степени риска и доходности. Предлагается расширить практику применения института государственных гарантий для финансирования инвестиционных проектов.

Инвестиционная деятельность всегда сопряжена со значительными рисками. В сфере защиты прав инвесторов необходимо обратить особое внимание на приоритетное направление - развитие системы мер страхования как коммерческих, так и некоммерческих (политических) рисков. Кроме того, одним из способов обеспечения безопасности является защита с помощью рыночных механизмов - создание инвестиционного портфеля.

Система инструментов и методов поддержки инвесторов, таких как предоставление государственных гарантий в обеспечение займов, бюджетные вложения в инвестиционные проекты, проведение экспертизы инвестиционных проектов за счет бюджетных средств, льготы при аренде недвижимости (зданий, сооружений, объектов нежилого фонда и иных объектов недвижимости), льготные условия на пользование землей, особые экономические зоны, поддержка инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, также являются ключевыми факторами формирования позитивного инвестиционного имиджа республики.

В целях реализации задач создания благоприятной административной среды и снижения инвестиционных рисков необходимо сформировать прозрачную, понятную и конкурентоспособную правовую среду.

Главной задачей формирования и совершенствования нормативно-правовой базы Кабардино-Балкарской Республики является создание полной, последовательной и непротиворечивой системы законодательного комплекса, формирующего систему привлечения и стимулирования инвестиций, устанавливающего гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам. При этом должны быть соблюдены следующие принципы:

стабильность законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность;

отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

признание и соблюдение прав инвестора на реализацию инвестиционного проекта;

недопущение ухудшения условий для инвесторов;

защита прав собственности и улучшение взаимодействий с корпоративным менеджментом;

использование прогрессивного инструментария воздействия государства на частный бизнес.

Предоставление на законодательном уровне имущественных и иных правовых гарантий инвесторам является одним из факторов увеличения притока инвестиций.

Для этого необходимо внести изменения в Закон Кабардино-Балкарской Республики "Об инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике".

Государственная поддержка инвестиционных проектов с использованием финансовых механизмов стимулирования (предоставление налоговых льгот, государственных гарантий, субсидий либо иных форм финансирования) основывается на соответствии указанных инвестиционных проектов приоритетным видам экономической деятельности Кабардино-Балкарской Республики.

Для целей развития механизма государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов необходимо принять закон Кабардино-Балкарской Республики "Об участии Кабардино-Балкарской Республики в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства", а также регламент подготовки и реализации инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства. В 2013 - 2014 годах будет сформирована нормативная правовая база, которая устанавливает основы правового регулирования, порядок, условия и формы участия Кабардино-Балкарской Республики в проектах государственно-частного партнерства, основные положения по организации данных проектов, полномочия государственных органов, гарантии прав и законных интересов частных инвесторов и регулирует аспекты реализации инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства, включая разработку методических материалов для их организации.

Будет внедрен регулярный аудит административных процедур и оценка регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов на инвестиционную и предпринимательскую деятельность. Задачей данного мероприятия является выявление возможности упрощения и сокращения сроков проведения административных процедур. Кроме того, должен быть разработан и принят правовой акт, регламентирующий процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность.

Необходимо принять регламент по работе с инвесторами, обеспечивающий реализацию принципа "одного окна" и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта, выполнение разрешительных и согласовательных процедур с учетом функций открытого акционерного общества "Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики" с минимально необходимым участием инвестора во взаимодействии с органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами государственного и муниципального контроля (надзора) и регулирующими службами, организациями естественных монополий.

Для целей реализации задачи привлечения прямых инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики следует поддерживать в активном состоянии систему партнерских отношений с профессиональными участниками инвестиционного рынка и потенциальными инвесторами, инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми учреждениями и организациями, а также с российскими и международными институтами развития.

В 2013 году будет разработан комплекс мер по формированию благоприятных тарифных условий для инвестиций в части значений тарифов естественных монополий, услуг жилищно-коммунального хозяйства, а также упрощения процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций с целью повышения привлекательности инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике.

Кроме того, для целей создания благоприятной для инвестиций административной среды и снижения инвестиционных рисков предлагается внедрить практику участия предпринимательского сообщества и потребителей в формировании тарифов естественных монополий. Это позволит обеспечить сбалансированный учет интересов коммерческих потребителей при установлении тарифов, повысит публичность и прозрачность процесса формирования тарифов, а также создаст условия для реализации обоснованных и отвечающих потребностям предпринимателей инвестиционных программ субъектов естественных монополий по развитию энергетической инфраструктуры.

Для целей создания благоприятной для инвестиций административной среды в 2013 году планируется расширить практику использования каналов прямой связи инвесторов с руководством Кабардино-Балкарской Республики: