Недействующий

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 05.08.2013)


SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики с учетом возможностей и рисков на период до 2030 года

Сильные стороны                   

Слабые стороны                        

Политическая стабильность в
стране.
Природно-климатические условия.
Хорошее состояние экологии.
Наличие стимулирующего
регионального законодательства в
инвестиционной и налоговой сфере.
Реализация Республиканской целевой
программы "Повышение
инвестиционной привлекательности
Кабардино-Балкарской Республики"
на 2012 - 2015 годы.
Наличие трудовых ресурсов
(трудовой потенциал).
Благоприятная демографическая
ситуация.
Наличие значительных запасов
полезных ископаемых, продукты
глубокой переработки которых
востребованы на республиканском и
российском рынках.
Большой гидроэнергетический
потенциал рек республики.
Развитая транспортная
инфраструктура, наличие развитых
автотранспортных, железнодорожных
и воздушных коммуникаций, высокая
плотность автомобильных дорог     

Низкая относительная
производительность труда в экономике
(ВРП по отношению к численности
населения, занятого в экономике, -
274,5 тыс. руб./чел. в 2011 году (в
целом по Российской Федерации этот
показатель составляет - 771,72 тыс.
руб./чел.).
Неразвитость инженерной и социальной
инфраструктуры, наличие ветхого жилья
и изношенных коммунальных сетей.
Отсутствие сформированной
инвестиционной политики в тесном
контакте с общеэкономической
политикой.
Отсутствие понятной инвестору системы
привлечения инвестиций, в том числе
действующей по принципу "одного окна".
Высокая степень зависимости
республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики от
федеральных трансфертов.
Низкий уровень компетентности
менеджеров, отсутствие
высококвалифицированных кадров.
Недоступность финансовых ресурсов.
Низкая конкурентоспособность продукции
и услуг предприятий республики.
Низкая инвестиционная активность и
инвестиционный голод.
Повышенные инвестиционные и
предпринимательские риски.
Недостаток собственных источников
инвестиционных ресурсов предприятий и
организаций республики.
Неудовлетворительное состояние
материально-технической базы
большинства предприятий.
Слабая развитость финансовых
механизмов и банковской системы.
Дотационность республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики (как и
большинства субъектов Российской
Федерации в пределах СКФО).
Энергодефицитность республики (на
сегодня потребность республики в
электроэнергии на 60 процентов
покрывается за счет поступления из
общероссийской объединенной
энергосистемы, а потребность в газе,
нефтепродуктах полностью
удовлетворяется за счет поставок из-за
пределов республики)                  

Возможности                       

Угрозы                                

Реализация политического курса
на последовательное создание
благоприятного инвестиционного и
предпринимательского климата и
поддержку предпринимательства.
Стимулирование развития
высокотехнологичного сектора
экономики и инновационной
деятельности                      

Снижение конкурентоспособности по
сравнению с другими субъектами РФ по
привлечению инвестиций в результате
отсутствия собственной системы
активного привлечения инвестиций.
Усиление глобальной конкуренции, в
том числе на рынках капиталов,
технологий и рабочей силы.
Отставание в развитии новых
технологий. Интегральные риски
(криминальный, финансовый, социальный)


Согласно исследованиям рейтингового агентства "Эксперт РА" основные причины, негативно влияющие на уровень интегрального инвестиционного риска, - это высокий криминальный, финансовый, социальный и управленческий риски.

Показателем, определяющим повышенный уровень криминального риска, является интенсивность террористических актов, совершенных в республике. По числу совершенных террористических актов Кабардино-Балкарская Республика наряду с Республикой Ингушетия и Республикой Дагестан относится к наиболее проблемным в России.

В рамках криминального риска сравнительно благоприятными для республики являются показатели числа преступлений экономической направленности и общем числе преступлений на душу населения. По ним Кабардино-Балкарская Республика имеет меньшие значения как относительно среднероссийских показателей, так и по сравнению с регионами Северо-Кавказского федерального округа.

Одновременно для республики характерен повышенный вес тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений, связанных с оборотом наркотиков.

Основные проблемы, с точки зрения финансового риска для Кабардино-Балкарской Республики, связаны с дотационностью бюджета республики. Кабардино-Балкария не относится к числу субъектов Российской Федерации с экстремально высоким значением индекса финансового риска, но, тем не менее, его уровень повышен. По соотношению налоговых и неналоговых доходов к расходам консолидированного бюджета Кабардино-Балкария занимает 2-е место в СКФО. Оставаясь дотационной республикой в рамках России, Кабардино-Балкария имеет пониженный уровень бюджетного дефицита, по сравнению с остальными республиками, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа.

В социальном риске наиболее проблемным показателем является уровень безработицы. В 2011 году он составил 10,8 процента от трудоспособного населения по методологии МОТ. Уровень безработицы в Кабардино-Балкарской Республике высок и по сравнению с другими республиками. При этом необходимо учитывать традиционно высокий уровень неформальной занятости и самозанятости населения (особенно в сельской местности, в сфере услуг в городских и сельских туристических районах).

Третий показатель, отнесенный к "оказывающим негативное влияние на положение региона в социальном риске", - доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Но данный показатель, по сравнению с двумя вышеперечисленными, не оказывают столь сильного влияния. Его уровень близок к среднероссийскому (13,1 процента в России и 15,6 процента в Кабардино-Балкарии). По данному показателю положение Кабардино-Балкарской Республики в целом лучше остальных республик Северного Кавказа. В целом республика находится в середине списка субъектов Российской Федерации.

Управленческий риск оценивает качество управления исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и характеризуется как негативный. Несмотря на то что республика занимает 67-е место по риску, индекс самого риска лишь незначительно превышает среднероссийский уровень. Это прежде всего связано с нестабильностью функционирования исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

В период до 2030 года необходима концентрация усилий на развитие глобальной конкуренции, новых технологических изменений и возрастание роли человеческого капитала. Значительно усилится роль инноваций в социально-экономическом развитии при снижении влияния традиционных факторов роста.

Все более обостряются угрозы усиления внутренних ограничений роста дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, связанных с высоким уровнем социальной дифференциации, высокими рисками ведения предпринимательской деятельности, недостаточным уровнем развития инновационной системы, социальной инфраструктуры.

Стратегия учитывает слабые и сильные стороны текущего состояния инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также новые возможности и угрозы развития экономики в перспективе.