Сильные стороны | Слабые стороны |
Политическая стабильность в | Низкая относительная |
Возможности | Угрозы |
Реализация политического курса | Снижение конкурентоспособности по |
Согласно исследованиям рейтингового агентства "Эксперт РА" основные причины, негативно влияющие на уровень интегрального инвестиционного риска, - это высокий криминальный, финансовый, социальный и управленческий риски.
Показателем, определяющим повышенный уровень криминального риска, является интенсивность террористических актов, совершенных в республике. По числу совершенных террористических актов Кабардино-Балкарская Республика наряду с Республикой Ингушетия и Республикой Дагестан относится к наиболее проблемным в России.
В рамках криминального риска сравнительно благоприятными для республики являются показатели числа преступлений экономической направленности и общем числе преступлений на душу населения. По ним Кабардино-Балкарская Республика имеет меньшие значения как относительно среднероссийских показателей, так и по сравнению с регионами Северо-Кавказского федерального округа.
Одновременно для республики характерен повышенный вес тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений, связанных с оборотом наркотиков.
Основные проблемы, с точки зрения финансового риска для Кабардино-Балкарской Республики, связаны с дотационностью бюджета республики. Кабардино-Балкария не относится к числу субъектов Российской Федерации с экстремально высоким значением индекса финансового риска, но, тем не менее, его уровень повышен. По соотношению налоговых и неналоговых доходов к расходам консолидированного бюджета Кабардино-Балкария занимает 2-е место в СКФО. Оставаясь дотационной республикой в рамках России, Кабардино-Балкария имеет пониженный уровень бюджетного дефицита, по сравнению с остальными республиками, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа.
В социальном риске наиболее проблемным показателем является уровень безработицы. В 2011 году он составил 10,8 процента от трудоспособного населения по методологии МОТ. Уровень безработицы в Кабардино-Балкарской Республике высок и по сравнению с другими республиками. При этом необходимо учитывать традиционно высокий уровень неформальной занятости и самозанятости населения (особенно в сельской местности, в сфере услуг в городских и сельских туристических районах).
Третий показатель, отнесенный к "оказывающим негативное влияние на положение региона в социальном риске", - доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Но данный показатель, по сравнению с двумя вышеперечисленными, не оказывают столь сильного влияния. Его уровень близок к среднероссийскому (13,1 процента в России и 15,6 процента в Кабардино-Балкарии). По данному показателю положение Кабардино-Балкарской Республики в целом лучше остальных республик Северного Кавказа. В целом республика находится в середине списка субъектов Российской Федерации.
Управленческий риск оценивает качество управления исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и характеризуется как негативный. Несмотря на то что республика занимает 67-е место по риску, индекс самого риска лишь незначительно превышает среднероссийский уровень. Это прежде всего связано с нестабильностью функционирования исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
В период до 2030 года необходима концентрация усилий на развитие глобальной конкуренции, новых технологических изменений и возрастание роли человеческого капитала. Значительно усилится роль инноваций в социально-экономическом развитии при снижении влияния традиционных факторов роста.
Все более обостряются угрозы усиления внутренних ограничений роста дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, связанных с высоким уровнем социальной дифференциации, высокими рисками ведения предпринимательской деятельности, недостаточным уровнем развития инновационной системы, социальной инфраструктуры.
Стратегия учитывает слабые и сильные стороны текущего состояния инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также новые возможности и угрозы развития экономики в перспективе.