Управление государственными и муниципальными финансами представляет собой непрерывный процесс, связанный с финансовым обеспечением реализации функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, формированием системы предоставления качественных государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.
Задачи, стоящие в рамках организации финансово-бюджетного регулирования, заключаются в максимально эффективном использовании имеющихся финансовых ресурсов, оптимизации доходов и расходов бюджетов всех уровней, обеспечении финансово-хозяйственной самостоятельности всех уровней власти.
Ситуация в бюджетной сфере Республики Дагестан является сложной.
Деструктивные процессы, происходившие на территории Северного Кавказа в 90-е годы XX века, привели к фактическому разрушению экономики республики, существенно снизили ее возможности по обеспечению своих нужд за счет собственных доходных источников.
В результате существенно выросла зависимость республиканского бюджета от финансовой помощи из федерального центра, снизились возможности инвестирования бюджетных средств в развитие экономики. Это ограничивает налогооблагаемую базу и напрямую влияет на объем получаемых как республикой, так и муниципальными образованиями налоговых доходов. Тем не менее Республика Дагестан при всех имеющихся проблемах продолжает исполнять свои социальные обязательства, в пределах имеющихся возможностей принимает меры по стимулированию экономики и социальной сферы.
В сфере управления государственными и муниципальными финансами сохраняются проблемы, которые планируется решить в рамках Программы, а именно:
а) дальнейшее повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствование процедур бюджетного процесса, проведение эффективной долговой политики;
б) использование административного ресурса, мотивирующего и стимулирующего механизмы для обеспечения полного использования доходного потенциала Республики Дагестан.
Качество управления общественными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Дагестан, отражаемых в ежегодных посланиях Главы Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления ставят новые задачи и в области управления общественными финансами.
Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценкой их эффективности, остаются наиболее актуальными. В последнее время особо подчеркивается необходимость перехода к формированию программного бюджета, что должно повысить ответственность всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.
Вместе с тем долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями республиканского бюджета. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.
В последние годы приняты активные меры по повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере бюджетных финансов. Однако должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на оптимизацию бюджетных финансов и повышение качества управления региональными финансами и осуществления бюджетного процесса в Республике Дагестан.
Одной из важных задач управления государственными и муниципальными финансами является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Дагестан. Мероприятия предполагается реализовать в рамках тактических задач по повышению кредитного рейтинга Республики Дагестан, по эффективному управлению государственным долгом, недопущению образования просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета, применению эффективных мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.