КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2014 года N 276

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.10.2013 N 460 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУЗБАССА" НА 2014 - 2016 ГОДЫ"


Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Внести изменения в государственную программу Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2016 годы", утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 460 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.02.2014 N 87, от 23.05.2014 N 202), изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю.Вашлаеву.

И.о. Губернатора
Кемеровской области
М.А.МАКИН

     




Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 14 июля 2014 года N 276

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУЗБАССА" НА 2014 - 2016 ГОДЫ


      Паспорт государственной программы Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2016 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2016 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю.Вашлаева

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области

Исполнители Государственной программы

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области;
департамент лесного комплекса Кемеровской области;
департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области

Цели Государственной программы

1. Обеспечение государственного управления и реализации государственной политики в области охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов на территории Кемеровской области.
2. Обеспечение рационального и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов, стабильного удовлетворения общественных потребностей в природных ресурсах при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала Кемеровской области.
3. Повышение эффективности оказания государственных услуг в сфере природопользования

Задачи Государственной программы

1. Создание и реализация эффективной системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
2. Стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации на территории Кемеровской области.
3. Создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов.
4. Развитие рынка экологических товаров и услуг.
5. Создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах работы, отдыха и проживания населения Кемеровской области.
6. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики Кемеровской области в информации о состоянии окружающей среды.
7. Удовлетворение потребностей строительной индустрии в строительных материалах.
8. Исключение нелегитимного использования поверхностных водных объектов путем предоставления прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование.
9. Контроль за выполнением условий, установленных в договорах и решениях о предоставлении водных объектов в пользование.
10. Удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов Кемеровской области в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах.
11. Повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод.
12. Улучшение экологического состояния водных объектов.
13. Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок.
14. Создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.
15. Повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов.
16. Обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение их продуктивности и качества.
17. Повышение эффективности управления лесами.
18. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий.
19. Обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов.
20. Создание условий для обеспечения эффективного государственного надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и среды их обитания.
21. Организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов

Срок реализации Государственной программы

2014 - 2016 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Всего - 1 304 337,2 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 430 580,3 тыс. руб.;
2015 год - 443 152,4 тыс. руб.;
2016 год - 430 604,5 тыс. руб.;
из них:
областной бюджет - 448 583,5 тыс. руб.,
в том числе:
2014 год - 149 243,5 тыс. руб.;
2015 год - 148 876,0 тыс. руб.;
2016 год - 150 464,0 тыс. руб.;
иные не запрещенные законодательством источники:
федеральный бюджет - 837 004,7 тыс. руб.,
в том числе:
2014 год - 281 336,8 тыс. руб.;
2015 год - 275 527,4 тыс. руб.;
2016 год - 280 140,5 тыс. руб.;
местный бюджет - 18 749,0 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 0,0 тыс. руб.;
2015 год - 18 749,0 тыс. руб.;
2016 год - 0,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
2. Экологическая модернизация предприятий и производств, экологическая реабилитация территории Кемеровской области.
3. Разработка и внедрение эффективных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов.
4. Развитие рынка экологических товаров и услуг.
5. Экологически безопасная и комфортная обстановка в местах работы, отдыха и проживания населения Кемеровской области.
6. Информированность населения, органов государственной власти, секторов экономики Кемеровской области о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
7. Удовлетворение потребностей строительной индустрии Кемеровской области в строительных материалах.
8. Удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов Кемеровской области в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах.
9. Исключение нелегитимного использования поверхностных водных объектов.
10. Улучшение экологического состояния водных объектов.
11. Защищенность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
12. Приведение аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню.
13. Обеспеченность населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты.
14. Оптимизация пропускной способности русел рек.
15. Обеспечение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в запланированных объемах.
16. Создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий.
17. Оперативное выявление и качественная диагностика лесопатологических факторов, объективный прогноз патологической ситуации в лесах, своевременная локализация и ликвидация очагов вредных организмов.
18. Осуществление комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий.
19. Обеспечение равновесия между рубками и убылью лесов от пожаров, вредителей и болезней леса и темпами лесовосстановления.
20. Улучшение породного состава лесных насаждений.
21. Увеличение объемов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создания постоянной лесосеменной базы и формирования фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечения регулярного ухода за лесными культурами.
22. Повышение интенсивности использования лесов, направленной на увеличение лесного дохода с единицы лесной площади.
23. Обеспечение положительной бюджетной доходности лесного хозяйства Кемеровской области.
24. Увеличение показателя отношения фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам.
25. Сохранение численности охотничьих ресурсов на уровне, позволяющем осуществлять их устойчивое использование.
26. Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий Кемеровской области.
27. Совершенствование нормативно-правового регулирования и научно-методического обеспечения в сфере охраны объектов животного мира.
28. Улучшение состояния береговой полосы водных объектов


      1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области

Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем области по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов.

При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.

Общий объем выбросов в атмосферный воздух в 2012 году составил порядка 1360,4 тыс. т вредных (загрязняющих) веществ, из которых более 30% приходится на выбросы от передвижных источников.

По сравнению с 2007 годом выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2012 году снизились на 10%, в том числе снизились средние за год концентрации таких загрязняющих веществ, как оксид азота, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, диоксид азота и оксид углерода.

Вместе с тем в городах Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая.

Объем образования отходов производства и потребления в области ежегодно растет и в 2012 году составил 2,6 млрд. т, при этом 90% - это отходы от деятельности угольных предприятий региона, вскрышная порода.

В Кемеровской области из 34 муниципальных образований лишь 17 имеют полигоны для захоронения отходов 4-го и 5-го классов опасности, остальные имеют так называемые санкционированные свалки.

В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения отходов, отсутствием мусороперерабатывающих заводов и небрежным отношением граждан к охране окружающей среды широко распространена практика образования несанкционированных свалок, которые представляют особую угрозу для окружающей среды и здоровья населения.

В Кемеровской области переработке подвергается более 50% промышленных отходов производства и потребления и около 7 - 10% твердых бытовых отходов.

Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, отсутствие раздельного сбора и в большинстве случаев их сортировки, что приводит к размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твердых бытовых отходов без предварительного обезвреживания.

Для сохранения видового состава и численности объектов животного и растительного мира в Кемеровской области с 2000 года издается Красная книга, которая является особым объектом правового регулирования с организационно-правовыми гарантиями, повышающая возможность сохранения и восстановления объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу региона.

Мониторинговые исследования на территории Кемеровской области систематически осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, представленная государственным бюджетным учреждением "Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".

На сегодняшний день плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды в Кемеровской области не позволяет организовать и проводить государственный экологический мониторинг в требуемом объеме; количество пунктов основных гидрометеорологических наблюдений, а также объем измерений загрязнения окружающей среды недостаточны. Развитие системы экологического мониторинга окружающей среды в Кемеровской области приобретает особую актуальность в связи с дальнейшим развитием промышленного потенциала в регионе.

Основные проблемы в сфере охраны окружающей среды:

низкая эффективность действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;

высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления;

низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства и потребления;

недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг;

угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.

1.2. Недропользование

На территории Кемеровской области открыты, разведаны и разрабатываются сотни месторождений топливно-энергетического, металлургического и нерудного сырья, но, несмотря на то что область является одним из ведущих регионов по добыче полезных ископаемых, Кемеровская область испытывает нехватку общераспространенных полезных ископаемых.

Так, например, в настоящее время на территорию области ввозятся строительные пески, необходимые для производства сухих строительных смесей. Строительная индустрия области испытывает дефицит в глинах, пригодных для изготовления кирпича, в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, а также для использования его в качестве заполнителя в бетон. Частично потребность в этих видах сырья удовлетворяется за счет фракционирования песчано-гравийных смесей с получением песков-отсевов и щебня различных классов крупности. Однако перспективы развития сырьевой базы песчано-гравийных смесей в области крайне ограничены. Почти все месторождения расположены в зонах санитарной охраны действующих водозаборов питьевого и хозяйственного водоснабжения.

В связи с этим перспективным следует считать путь ликвидации возникшего дефицита строительного сырья за счет рационального использования ресурсов выявленных ранее, но детально не разведанных участков месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Решение этой задачи возможно путем выдачи лицензий на право пользования этими участками недр через проведение аукционов, разведки и постановки полученных запасов полезных ископаемых на государственный учет на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых и осуществления контроля за выполнением условий лицензионных соглашений.

Основной проблемой в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области является невыполнение недропользователями лицензионных соглашений в части соблюдения сроков начала проведения и объемов геолого-разведочных работ, представления на государственную экспертизу отчетов о результатах работ и материалов подсчета запасов полезных ископаемых, согласования и утверждения проектной документации на разработку месторождений, сроков ввода их в эксплуатацию и выхода на проектные мощности.

С 2007 года проводились оценочные и разведочные работы на природный строительный камень с целью выявления месторождений и получения запасов камня, пригодного для получения щебня высокой механической прочности.

Была проведена геологическая оценка пяти месторождений: "Краснополянское-2", "Кайгуровское-2", "Трудненское", "Березовское" и "Глубоковское-2". Разведочные работы были начаты на месторождениях "Кайгуровское-2" и "Березовское". Общая сумма финансирования по проекту - 13 000 000 руб., сумма финансирования за фактически выполненные объемы работ составила 8 986 000 руб.

Выявлено 3 месторождения - "Кайгуровское-2", "Трудненское" и "Березовское", где возможно получение запасов полезного ископаемого промышленных категорий.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.11.2009 N 456 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.07.2007 N 192 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008 - 2011 годы" финансирование на 2010 год по разделу "Воспроизводство минерально-сырьевой базы строительных материалов" подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" приостановлено.

Выполнена только первая часть поставленной задачи: обнаружены месторождения общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ). Отсутствие финансирования является причиной невозможности полного завершения поставленных задач - определения количества запасов промышленных категорий строительного камня.

Следует отметить, что геологическая информация о недрах, полученная на первом этапе работ, уже позволяет выставить обнаруженные объекты недр на аукционные торги, что в существенной мере возместит затраты бюджета Кемеровской области на их поиски.

1.3. Водное хозяйство и водные отношения

Гидрографическая сеть, имеющаяся на территории Кемеровской области, принадлежит бассейну верхней Оби и представлена густой сетью малых и средних рек, озерами, водохранилищами, болотами. Всего по территории Кемеровской области протекает 32 109 рек общей протяженностью 76 479 км.

На территории Кемеровской области имеются водохозяйственные системы промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения, в том числе накопители жидких отходов (гидроотвалы, шламонакопители, флотохвостохранилища, отстойники, гидрозолоотвалы); пруды, обеспечивающие регулирование стока рек и временных водотоков, являющиеся стратегическим запасом водных ресурсов на случай пожаров и засухи.

Наиболее крупными водохранилищами являются Кара-Чумышское (62,46 куб. км), Беловское (59,0 куб. км), Дудетское (41,0 куб. км), Журавлевское (31,59 куб. км), которые используются для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, рыборазведения и рекреации.

Объем забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в Кемеровской области в 2012 году составил 1 874,330 млн. куб. м.

В 2012 году объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты составил 1906,13 млн. куб. м, из них 199,75 млн. куб. м сброшено без очистки, 372,30 млн. куб. м - недостаточно очищенных.

Основными проблемами водохозяйственного комплекса Кемеровской области являются:

нерациональное использование водных ресурсов (применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, высокий уровень потерь воды при транспортировке);

сохраняющийся высокий уровень сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, вызванный высоким износом сооружений и использованием устаревших технологий производства и очистки вод;

нелегитимное использование поверхностных водных объектов;

значительный уровень износа гидротехнических сооружений;

значительная площадь территорий, подверженных негативному воздействию вод;

недостаточная оснащенность системы государственного мониторинга водных объектов.

Из-за наводнений в период паводков и другого вредного воздействия вод на территории Кемеровской области периодически происходят процессы и явления, связанные с негативным влиянием водных объектов:

затопление и подтопление населенных пунктов, социально значимых объектов, сельскохозяйственных угодий;

разрушение берегов водных объектов в черте населенных пунктов.

Общая протяженность береговой линии водных объектов в границах поселений на территории Кемеровской области составляет 7 000 км. Численность населения, проживающего на территории Кемеровской области, подверженной негативному воздействию вод при прохождении паводков обеспеченностью 1%, в том числе на территориях, защищенных в результате реализации водохозяйственных мероприятий (работы по увеличению пропускной способности русел рек и др.), - 188 391 чел.

Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, включая участки, на которых соответствующие работы осуществлены, составляет 395 км.

Площадь населенных пунктов, попадающих в зону затопления во время паводков, составляет 301,122 кв. км, где проживают 45 329 человек.

Среднемноголетний прямой ущерб, наносимый паводками, составляет 400 млн. руб.

К наиболее опасным участкам относятся участки рек Томи (Междуреченский, Новокузнецкий городские округа), Кондома (Таштагольское городское поселение, Калтанский и Осинниковский городские округа), Мрас-Су (Усть-Кабырзинское сельское поселение Таштагольского муниципального района, Мысковский городской округ).

В 2004 году наблюдались высокие уровни воды в реках Мрас-Су, Кондома и Томь. Было затоплено более 4 тыс. домов, примерно столько же дачных и садовых участков. Пострадало более 20 тыс. чел., погибло 10 чел. Пострадали все населенные пункты, расположенные по берегам реки Кондома (критические отметки были превышены на 2 - 2,5 м). Ущерб составил 750 млн. руб. Наибольшему затоплению подверглись п. Малышев Лог (Калтанский городской округ) и Таштагольское городское поселение.

Актуальной проблемой являются русловые процессы, приводящие к разрушению берегов рек и водохранилищ. Катастрофическая ситуация сложилась на реках Урюп (д. Изындаево Тяжинского муниципального района), Кия (с. Усть-Серта Чебулинского муниципального района), Кондома (с. Малиновка Новокузнецкого муниципального района), Яя (Яйское городское поселение Яйского муниципального района), Иня (Ленинск-Кузнецкий городской округ). На отдельных участках скорость разрушения берегов рек составляет до 10 м/год. В результате обрушения берегов, которое особенно интенсивно происходит в паводковый период, уничтожены десятки жилых домов, нанесен значительный материальный ущерб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»