КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 года N 290
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.10.2013 N 460 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУЗБАССА" НА 2014 - 2017 ГОДЫ"
Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 460 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.02.2014 N 87, от 23.05.2014 N 202, от 14.07.2014 N 276, от 05.09.2014 N 350, от 02.12.2014 N 491, от 30.12.2014 N 556, от 05.03.2015 N 53, от 14.05.2015 N 133, от 03.06.2015 N 154) (далее - постановление следующие изменения:
1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2014 - 2017" заменить цифрами "2014 - 2018".
1.2. Государственную программу Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2017 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 460 (далее - Государственная программа), изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии Кемеровской области) Н.Ю.Вашлаеву.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления их в силу.
Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2018 год, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части плановых значений целевых показателей (индикаторов) на 2018 год (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017, 2018 годов.
Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 9 сентября 2015 года N 290
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУЗБАССА" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
Паспорт государственной программы Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2018 годы
Наименование государственной программы | Государственная программа Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2018 годы (далее - Государственная программа) |
Директор Государственной программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю.Вашлаева |
Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы | Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - ДПР Кемеровской области) |
Исполнители Государственной программы | ДПР Кемеровской области; |
Наименование подпрограмм Государственной программы | 1. "Охрана окружающей среды". |
Цели Государственной программы | 1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. |
Задачи Государственной программы | 1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики. |
Срок реализации Государственной программы | 2014 - 2018 годы |
Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации | Всего - 1 844 290,0 тыс. руб., в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | 1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. |
1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем
1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области
Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем области по прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов.
При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.
Общий объем выбросов в атмосферный воздух в 2012 году составил порядка 1360,4 тыс. т вредных (загрязняющих) веществ, из которых более 30% приходится на выбросы от передвижных источников.
По сравнению с 2007 годом выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2012 году снизились на 10%, в том числе снизились средние за год концентрации таких загрязняющих веществ, как оксид азота, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, диоксид азота и оксид углерода.
Вместе с тем в городах Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая.
Объем образования отходов производства и потребления в области ежегодно растет, и в 2012 году составил 2,6 млрд. т, при этом 90% - это отходы от деятельности угольных предприятий региона, вскрышная порода.
В Кемеровской области лишь 17 из 34 муниципальных образований имеют полигоны для захоронения отходов 4-го и 5-го классов опасности, остальные имеют так называемые санкционированные свалки.
В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения отходов, отсутствием мусороперерабатывающих заводов и небрежным отношением граждан к охране окружающей среды широко распространена практика образования несанкционированных свалок, которые представляют особую угрозу для окружающей среды и здоровья населения.
В Кемеровской области переработке подвергается более 50% промышленных отходов производства и потребления и около 7 - 10% твердых бытовых отходов.
Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, отсутствие раздельного сбора и в большинстве случаев их сортировки, что приводит к размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твердых бытовых отходов без предварительного обезвреживания.
Для сохранения видового состава и численности объектов животного и растительного мира в Кемеровской области с 2000 года издается Красная книга, которая является особым объектом правового регулирования с организационно-правовыми гарантиями, повышающая возможность сохранения и восстановления объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу региона.
Мониторинговые исследования на территории Кемеровской области систематически осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, представленная государственным бюджетным учреждением "Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
На сегодняшний день плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды в Кемеровской области не позволяет организовать и проводить государственный экологический мониторинг в требуемом объеме; количество пунктов основных гидрометеорологических наблюдений, а также объем измерений загрязнения окружающей среды недостаточны. Развитие системы экологического мониторинга окружающей среды в Кемеровской области приобретает особую актуальность в связи с дальнейшим развитием промышленного потенциала в регионе.
Основные проблемы в сфере охраны окружающей среды:
низкая эффективность действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;
высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления;
низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства и потребления;
недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг;
угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.
1.2. Недропользование
На территории Кемеровской области открыты, разведаны и разрабатываются сотни месторождений топливно-энергетического, металлургического и нерудного сырья, но, несмотря на то, что область является одним из ведущих регионов по добыче полезных ископаемых, Кемеровская область испытывает нехватку общераспространенных полезных ископаемых.
Так, например, в настоящее время на территорию области ввозятся строительные пески, необходимые для производства сухих строительных смесей. Строительная индустрия области испытывает дефицит в глинах, пригодных для изготовления кирпича, в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, а также для использования его в качестве заполнителя в бетон. Частично потребность в этих видах сырья удовлетворяется за счет фракционирования песчано-гравийных смесей с получением песков-отсевов и щебня различных классов крупности. Однако перспективы развития сырьевой базы песчано-гравийных смесей в области крайне ограничены. Почти все месторождения расположены в зонах санитарной охраны действующих водозаборов питьевого и хозяйственного водоснабжения.
В связи с этим перспективным следует считать путь ликвидации возникшего дефицита строительного сырья за счет рационального использования ресурсов выявленных ранее, но детально не разведанных участков месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Решение этой задачи возможно путем выдачи лицензий на право пользования этими участками недр через проведение аукционов, разведки и постановки полученных запасов полезных ископаемых на государственный учет на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых и осуществления контроля за выполнением условий лицензионных соглашений.
Основной проблемой в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области является невыполнение пользователями недр лицензионных соглашений в части соблюдения сроков начала проведения и объемов геолого-разведочных работ, представления на государственную экспертизу отчетов о результатах работ и материалов подсчета запасов полезных ископаемых, согласования и утверждения проектной документации на разработку месторождений, сроков ввода их в эксплуатацию и выхода на проектные мощности.
Оценочные и разведочные работы на природный строительный камень с целью выявления месторождений и получения запасов камня, пригодного для получения щебня высокой механической прочности, проводились ранее в рамках подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" соответствующих целевых программ:
краткосрочной региональной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2007 год, утвержденной Законом Кемеровской области от 12.12.2006 N 186-ОЗ;
долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы", утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.07.2007 N 192.
Была проведена геологическая оценка пяти месторождений: "Краснополянское-2", "Кайгуровское-2", "Трудненское", "Березовское" и "Глубоковское-2". Разведочные работы были начаты на месторождениях "Кайгуровское-2" и "Березовское". Общая сумма финансирования по проекту - 13 000 000 руб., сумма финансирования за фактически выполненные объемы работ составила 8 986 000 руб.
Выявлено 3 месторождения - "Кайгуровское-2", "Трудненское" и "Березовское", где возможно получение запасов полезного ископаемого промышленных категорий.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области финансирование мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы строительных материалов в 2010 году было приостановлено.
Выполнена только первая часть поставленной задачи: выявлены месторождения общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ). Отсутствие финансирования является причиной невозможности полного завершения поставленных задач - определения количества запасов строительного камня промышленных категорий.
Следует отметить, что геологическая информация о недрах, полученная на первом этапе работ, уже позволяет выставить обнаруженные объекты недр на аукционные торги, что в существенной мере возместит затраты бюджета Кемеровской области на их поиски.
1.3. Водное хозяйство и водные отношения
Гидрографическая сеть, имеющаяся на территории Кемеровской области, принадлежит бассейну верхней Оби и представлена густой сетью малых и средних рек, озерами, водохранилищами, болотами. Всего по территории Кемеровской области протекает 32 109 рек общей протяженностью 76 479 км.
На территории Кемеровской области имеются водохозяйственные системы промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения, в том числе накопители жидких отходов (гидроотвалы, шламонакопители, флотохвостохранилища, отстойники, гидрозолоотвалы); пруды, обеспечивающие регулирование стока рек и временных водотоков, являющиеся стратегическим запасом водных ресурсов на случай пожаров и засухи.
Наиболее крупными водохранилищами являются Кара-Чумышское (62,46 куб. км), Беловское (59,0 куб. км), Дудетское (41,0 куб. км), Журавлевское (31,59 куб. км), которые используются для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, рыборазведения и рекреации.
Объем забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в Кемеровской области в 2013 году составил 1616,10 млн. куб. м.
В 2013 году объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты составил 1 717,86 млн. куб. м, из них 188,87 млн. куб. м сброшено без очистки, 409,03 млн. куб. м - недостаточно очищенных.
Основными проблемами водохозяйственного комплекса Кемеровской области являются:
нерациональное использование водных ресурсов (применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, высокий уровень потерь воды при транспортировке);
сохраняющийся высокий уровень сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, вызванный высоким износом сооружений и использованием устаревших технологий производства и очистки вод;
нелегитимное использование поверхностных водных объектов;
значительный уровень износа гидротехнических сооружений;
значительная площадь территорий, подверженных негативному воздействию вод;
недостаточная оснащенность системы государственного мониторинга водных объектов.
Из-за наводнений в период паводков и другого негативного воздействия вод водных объектов на территории Кемеровской области периодически происходят такие процессы и явления, как затопление и подтопление населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы, сельскохозяйственных угодий; разрушение берегов водных объектов в черте населенных пунктов.
Общая протяженность береговой линии водных объектов в границах поселений на территории Кемеровской области составляет 7 000 км. Численность населения, проживающего на территории Кемеровской области, подверженного негативному воздействию вод при прохождении паводков обеспеченностью 1%, в том числе на территориях, защищенных в результате реализации водохозяйственных мероприятий (работы по увеличению пропускной способности русел рек и др.), - 188 391 чел.