Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

Таблица 2


 Программа государственных заимствований Оренбургской области по проекту областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов


(тыс. рублей)

Вид заимствований

Сумма

2015 год

2016 год

2017 год

1

2

3

4

Государственные ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации

2900000,0

2300000,0

1800000,0

1. Размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации

5000000,0

5000000,0

5000000,0

2. Погашение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации

- 2100000,0

- 2700000,0

- 3200000,0

Кредиты от кредитных организаций в валюте Российской Федерации

2900000,0

3900000,0

3200000,0

1. Получение кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации

13100000,0

9000000,0

12200000,0

2. Погашение кредитов, предоставленных кредитными организациями в валюте Российской Федерации

- 10200000,0

- 5100000,0

- 9000000,0

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

- 664004,3

- 268457,2

- 220082,6

1. Погашение бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации

- 664004,3

- 268457,2

- 220082,6

1.1. Задолженность по мировым соглашениям о реструктуризации задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом, выраженной в валюте Российской Федерации, возврат которой осуществляется субъектом Российской Федерации

- 164104,3

- 168457,2

- 220082,6

1.2. Бюджетные кредиты, предоставленные на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), возврат которых осуществляется субъектом Российской Федерации

- 499900,0

- 100000,0

0,0


Государственный долг Оренбургской области по состоянию на 1 января 2014 года составил 24351,6 млн. рублей, на 1 января 2013 года - 14826,2 млн. рублей, на 1 января 2012 года - 10280,6 млн. рублей, на 1 января 2011 года - 9868,2 млн. рублей. Сформировавшийся уровень государственного долга Оренбургской области по состоянию на 1 января 2014 года имеет объективные причины.

В 2010 - 2011 годах область активно использовала такой долговой инструмент, как бюджетный кредит из федерального бюджета по причине наименьшей стоимости его обслуживания, но такие заемные средства жестко ограничены по объему и целевому направлению.

В этот период в область были привлечены бюджетные кредиты в целях ликвидации последствий засухи в общем размере 2828,5 млн. рублей, на строительство и ремонт дорог - в объеме 699,9 млн. рублей и на частичное покрытие дефицита бюджета области - в размере 500 млн. рублей.

В 2012 году благодаря обращениям глав регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, и принятому Правительством Российской Федерации решению выплата кредитов, полученных на ликвидацию последствий засухи, начнется с 2023 года с уплатой по 10 процентов основного долга ежегодно до 2032 года. Бюджетный кредит, предоставленный на частичное покрытие дефицита бюджета области погашен в текущем году. Кредиты на ремонт и строительство дорог общего пользования согласно соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Оренбургской области, будут погашены в 2015 - 2016 годах.

Оренбургская область также имеет задолженность перед федеральным бюджетом по связанным кредитам иностранных банков, предоставленным в 1997 году под гарантии Правительства Российской Федерации и Оренбургской области. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1808-р между Министерством финансов Российской Федерации, Внешэкономбанком и администрацией Оренбургской области в 1997 году заключены договоры поручительства на общую сумму 216 млн. немецких марок, в соответствии с которыми администрация Оренбургской области обязалась солидарно с ОАО "НОСТА" (ОХМК) отвечать за исполнение последним долговых обязательств перед федеральным бюджетом. В 2005 году в связи с ликвидацией заемщика Правительство Оренбургской области подписало мировые соглашения по погашению задолженности ОАО "НОСТА" (ОХМК) перед Министерством финансов Российской Федерации с рассрочкой исполнения долговых обязательств в размере 133,9 млн. евро на 30 лет. Остаток задолженности Оренбургской области по данным обязательствам на 1 октября 2014 года составил 5620,1 млн. рублей.

Изменение политики в части условий и объема предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета заставило прибегнуть к самому публичному, стабильному и долгосрочному источнику заемных средств - государственным облигациям. Начиная с 2012 года, ориентир привлечения заемного капитала в бюджет Оренбургской области сместился от получения бюджетных кредитов из федерального бюджета в сторону публичных заимствований. Основными долговыми инструментами установлены кредиты от кредитных организаций и займы в форме выпуска государственных облигаций. Наращивание объема долговых обязательств в форме облигационных выпусков было обусловлено необходимостью диверсификации заимствований и удлинения срочности долга. Этот новый для области инструмент позволил привлечь необходимые средства на выполнение важных инвестиционных проектов, социальных и демографических федеральных и региональных инициатив.

В декабре 2012 года Правительством Оренбургской области размещен облигационный выпуск на сумму 4000 млн. рублей. Ставка купона установлена в диапазоне от 9,2 процента до 10 процентов. Амортизация долга установлена в размере 1000 млн. рублей в 2014 году, 1000 млн. рублей - в 2015 году, 2000 млн. рублей - в 2017 году. Срок окончательного погашения выпуска - 14 декабря 2017 года.

В июне 2013 года Правительство Оренбургской области разместило облигации на общую сумму 5000 млн. рублей со ставкой купона 8,5 процента и следующей амортизацией долга: 500 млн. рублей в 2015 году, и по 1500 млн. рублей в 2016, 2018, 2019 годах, со сроком погашения 19 июня 2019 года.

В июне 2014 года министерством финансов Оренбургской области размещены государственные облигации на общую сумму 6000 млн. рублей, со ставкой купона 11 процентов годовых. Амортизация долга установлена в размере 600 млн. рублей в 2015 и 2020 годах, 1200 млн. рублей - в 2016 - 2018 годах, 900,0 млн. рублей - в 2020 году и 300,0 млн. рублей - в 2021 году, со сроком погашения обязательств 14 июня 2021 года. Все размещения производились на Московской бирже (ЗАО "Фондовая биржа ММВБ").

В результате ежегодного выпуска государственных облигаций с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга государственный долг Оренбургской области по ценным бумагам составил 15000 млн. рублей.

Заимствования на организованном рынке ценных бумаг - это способ гибко и оперативно управлять государственным долгом, диверсифицировать долговой портфель. К тому же достоинства облигационного займа неоспоримы при аккумулировании средств самого широкого круга инвесторов. Правильно сконструированный облигационный заем позволяет эмитенту привлекать средства на пять и более лет, и тем самым точнее перераспределять долговую нагрузку.

Другое преимущество - облигационные заимствования создают кредитную историю и повышают рейтинг области - эмитента, а значит, способствуют росту привлекательности среди потенциальных инвесторов, кредиторов и контрагентов.

Приоритетным направлением долговой политики в данном сегменте в планируемом периоде будет выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Эмиссия краткосрочных инструментов рассматривается как исключительная мера, использование которой оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры при отсутствии возможностей фондирования за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Такая практика позволит поддерживать на низком уровне риски, связанные с осуществлением заимствований, а также оптимизировать структуру государственного долга по срокам до погашения.

Предоставление государственных гарантий Оренбургской области является одной из форм поддержки инвестиционной деятельности в Оренбургской области. Особое место выделено под гарантии юридическим лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты. Правительством Оренбургской области предоставление мер государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов рассматривается как комплексное и системное повышение инвестиционной привлекательности области. В этой связи гарантии выступают в качестве важного инструмента экономической политики.

За период с 2011 по 2014 год Оренбургская область предоставила гарантии под различные цели хозяйствующим субъектам: ОАО "Оренбургская ипотечно-жилищная корпорация" - для обеспечения финансирования жилищного строительства на территории области; ГУП Оренбургской области "Оренбургоблпродконтракт" - для обеспечения закупки средств защиты растений, семян, удобрений и горюче-смазочных материалов для последующей поставки местным сельхозтоваропроизводителям; ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" - для закупки трех самолетов L-410 чешской авиакомпании "Aircraft Industries" в рамках реализации проекта развития региональных авиаперевозок на внутриобластных направлениях в Приволжском и Уральском федеральных округах.

В целях сокращения государственного долга по условным обязательствам, а также управления рисками бюджета, связанными с предоставлением государственных гарантий, при оказании государственной гарантийной поддержки целесообразно исходить из следующих основных принципов:

1) планирование предоставления государственных гарантий в первоочередном порядке по приоритетным инвестиционным проектам Оренбургской области, по которым предоставляются меры государственной поддержки;

2) ограничение планирования предоставления государственных гарантий неопределенному кругу принципалов, отвечающих определенным критериям, переход к предоставлению гарантий конкретным юридическим лицам по конкретным проектам;

3) отказ от планирования предоставления государственных гарантий области в плановом периоде 2016 и 2017 годов;

4) оказание гарантийной поддержки в обеспечение исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита (основного долга) по кредиту, привлекаемому принципалом, необеспечение исполнения обязательств принципала по уплате процентов, комиссий, неустойки (пеней, штрафов), по досрочному исполнению обязательств принципала по кредитному договору, в том числе в случае предъявления принципалу требования об их досрочном исполнении.