Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 25.04.2013)


1.4. Лесопромышленный комплекс

Леса являются одним из важнейших природных ресурсов Сахалинской области. Сахалинская область входит в экономически доступную и выгодную зону освоения лесных ресурсов наряду с Амурской областью, Еврейской автономной областью, Приморским краем и южной частью Хабаровского края.

На протяжении последних 5 лет экспорт круглого леса снижается и в 2008 году составил всего 2% от объемов, экспортируемых в 2000 году. До 2008 года экспорт необработанной древесины в среднем достигал 80% от общего объема произведенной деловой древесины. Удельный вес продукции лесопромышленного комплекса в структуре отгруженных товаров Сахалинской области к настоящему времени составляет немногим более 1%.

В области в 2008 году насчитывалось 76 предприятий отрасли, работающих на лесозаготовках, обработке древесины и в производстве изделий из дерева. Среди них нет представительств или дочерних структур крупнейших российских или иностранных лесопромышленных и лесозаготовительных компаний. Все предприятия по объемам переработки и количеству работников можно отнести к малым, а по организационно-правовой форме 25% - индивидуальные предприниматели.

Таким образом, лесопромышленный комплекс Сахалинской области характеризуется высоким уровнем развития конкуренции, предпосылки к появлению монополизма в отрасли также отсутствуют.

(абзац введен Распоряжением Правительства Сахалинской области от 03.06.2010 N 377-р)

Производственные мощности предприятий лесной отрасли располагаются практически во всех муниципальных образованиях области, за исключением городского округа "Охинский", а также Курильских островов. В наибольшей степени они сконцентрированы в муниципальных образованиях городской округ "Город Южно-Сахалинск", "Тымовский городской округ", городской округ "Смирныховский".

При этом ряд предприятий, зарегистрированных в южных районах острова, арендуют участки лесничеств северных районов. Таким образом, распределение экономической активности предприятий отрасли представляется более равномерным.

Высокие транспортные тарифы в комплексе с недостаточно развитой внутренней дорожной инфраструктурой, сложным рельефом лесных участков и их значительной удаленностью от транспортных потоков отрицательно влияют на рентабельность предприятий. Таким образом, Сахалинская область является конкурентно менее привлекательной для притока новых компаний на рынок, нежели соседние субъекты Дальневосточного федерального округа. В особенности это касается сегмента деревопереработки, где издержки входа на рынок выше за счет необходимости производить более масштабные инвестиции в закупку технологического оборудования.

Технологическая оснащенность предприятий лесопромышленного комплекса Сахалинской области в настоящее время характеризуется высоким уровнем износа основных фондов, который в лесозаготовительной отрасли достиг 75%, в деревообрабатывающей - 55%. В структуре основных фондов наибольшую долю занимает оборудование по лесопереработке.

Стоит отметить, что на сегодняшний день современные высокотехнологичные многооперационные лесозаготовительные машины в лесопромышленном комплексе Сахалина не используются. Процесс рубки леса происходит в основном с использованием устаревших технологий, что объясняется наличием существенных трудностей с закупкой дорогостоящего оборудования из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов и проблем с получением кредитов, отсутствия высококвалифицированных кадров для работы со сложным оборудованием.

В целях развития конкуренции в области лесопромышленного комплекса необходимы:

- строительство лесовозных дорог;

- поддержка крупных проектов, способных качественно изменить ситуацию в лесопромышленном комплексе;

- развитие мощностей по глубокой переработке лесных ресурсов, в том числе в целях увеличения экспортного потенциала лесопромышленного комплекса;

- развитие индустрии строительных материалов из древесины;

- создание дополнительных преференций действующим субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере лесопромышленного комплекса;

- организация системы добровольной сертификации лесопромышленных предприятий, в том числе для обеспечения их конкурентоспособности при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.