Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 25.04.2013)


 1.5. Розничная торговля

Начиная с 2000 года отмечается положительная динамика в развитии розничной торговли. Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в сопоставимой оценке составили 17%, развивалась и совершенствовалась инфраструктура отрасли.

Увеличение денежных доходов населения оказывало положительное влияние на структуру оборота розничной торговли. Качественные изменения структуры формирования оборота розничной торговли проявляются в повышении роли организованного рынка. Прочное место в торговле занимает малый бизнес. По итогам 2008 года в областном объеме оборота розничной торговли на малые предприятия приходилось около 26%, на индивидуальных предпринимателей - более 60%.

В отрасли складывается благоприятный инвестиционный климат, ежегодный прирост торговых площадей составляет около 8%.

По состоянию на начало 2009 года, в области насчитывается 3690 объектов розничной торговли, из них 2980 - объекты стационарной розничной торговой сети и 612 - объекты мелкорозничной сети. Порядка 40% из общего числа магазинов занимают предприятия по реализации продовольственных товаров суммарной торговой площадью 50,6 тыс. кв. м.

Получает развитие фирменная торговая сеть сахалинских товаропроизводителей, которая насчитывает около 170 объектов.

На территории Сахалинской области отсутствуют "федеральные" торговые сети. Продукты питания представлены в основном в супермаркетах сети магазинов "Столичный" и "Первый", зарегистрированных и фактически осуществляющих свою деятельность на территории Сахалинской области. На долю торговых сетей приходится не более 3% от всей продукции, реализуемой розничными торговыми точками.

(абзац введен Распоряжением Правительства Сахалинской области от 03.06.2010 N 377-р)

В декабре 2009 года начал свою работу крупнейший на Дальнем Востоке торгово-развлекательный центр "Сити Молл", которым владеет ООО "Бриллиант". В состав комплекса входят многочисленные магазины розничной торговли. На долю "Сити Молл" приходится не более 1% от всех розничных товаров, реализуемых в Сахалинской области.

(абзац введен Распоряжением Правительства Сахалинской области от 03.06.2010 N 377-р)

Активное развитие розничной торговли сопровождается появлением крупных торговых структур, в области функционирует 98 торговых центров и комплексов с торговой площадью более 2,5 тыс. кв. метров.

На развитие инфраструктуры оказывает влияние конкуренция на рынке товарных услуг. Внедряются новые стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации торгового обслуживания.

Происходит трансформация рынков в современные торговые комплексы, расширяется ярмарочная торговля, способствующая обеспечению населения области продуктами по ценам производителей. В области функционирует 22 рынка, из них 3 сельскохозяйственных рынка, в 16 муниципальных образованиях проводятся ярмарки.

В результате обеспеченность торговыми площадями на тысячу жителей возросла и составила 452,7 кв. метра при нормативном уровне 290 кв. метров.

В сфере розничной торговли лицензионным видом является деятельность по розничной продаже алкогольной продукции. В первом полугодии 2009 года осуществляли данный вид деятельности 847 юридических лиц, из них 311 - в областном центре.

По оценке, сфера розничной торговли является высококонцентрированной, с развитой конкурентной средой.

Несмотря на высокий уровень конкуренции в сфере продовольственного рынка, имеется ряд факторов, сдерживающих ее развитие, в том числе:

- высокие темпы инфляции, поддерживаемые недостаточным платежеспособным спросом населения;

- недостаточный уровень маркетинга и рекламы для продвижения продукции на рынке;

- неэффективный характер кредитно-инвестиционной политики и высокий процент коммерческого кредита;

- низкий уровень квалификации работников сферы торговли;

- низкая правовая защищенность наемных работников сферы торговли, отсутствие социальных гарантий.

На сегодня остаются основными недостатками в развитии сферы розничной торговли: нерациональность и отсутствие схемы размещения объектов, развитие и строительство объектов без учета потребности в них различных социальных групп населения. Наблюдается концентрация объектов розничной торговли в центральной части населенных пунктов и недостаточное количество магазинов в формате "удобного магазина" (расположение в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения). Отсутствие достаточно развитой товаропроводящей сети и соответствующей ей системы логистики, транспортной инфраструктуры оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию в области.

Для обеспечения конкурентной среды в сфере розничной торговли необходимо:

(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 24.06.2011 N 429-р)

- развитие торговых сетей и разработка перспективных прогнозов развития предприятий торговли в отдаленных от областного центра муниципальных образованиях;

(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 24.06.2011 N 429-р)

- обеспечение территорий городских округов магазинами в зоне "шаговой доступности" для населения;

(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 24.06.2011 N 429-р)

- пресечение несанкционированной торговли;