(в редакции Распоряжения Правительства Сахалинской области от 24.06.2011 N 429-р)
В Сахалинской области доля организаций, имеющих частную форму собственности, оказывающих услуги управления многоквартирными домами и услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, составляет 65 процентов.
Доля многоквартирных домов, собственники которых выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, увеличилась с 64% в 2008 году до 75% в 2010 году. Управлением многоквартирными жилыми домами в 2010 году занимались 142 управляющие компании (в 2009 году их было 134 различной формы собственности).
Товарищества собственников жилья созданы в 7% многоквартирных домов, 65% многоквартирных домов управляются управляющими организациями различных форм собственности.
Значительное количество жилищного фонда, требующего капитального ремонта, является основной причиной того, что отдельные муниципальные образования из-за отсутствия претендентов управлять такими домами до сих пор проводят конкурсы по выбору управляющих организаций.
Доля коммерческих организаций коммунального комплекса в общем количестве таких организаций составляет 65%. Максимальная доля таких предприятий создана в сфере тепло- и водоснабжения, а также водоотведения.
Следует отметить, что в существующих условиях в первую очередь предприятия вкладывают средства не в модернизацию основных фондов, повышающих конкурентоспособность, а в отдельные краткосрочные инвестиционные проекты, связанные с реабилитацией инфраструктуры и текущим ремонтом, нацеленные на "выживание".
Областная адресная инвестиционная программа на 2010 год содержит 37 объектов жилищно-коммунального хозяйства с общим объемом финансирования 1,0 млрд. рублей, что позволяет улучшить ситуацию в сфере коммунального хозяйства. Более 295 млн. рублей выделено на осуществление работ по благоустройству населенных пунктов области, начата реализация мероприятий по сейсмоусилению жилья, а также обеспечению капитального ремонта многоквартирных домов.
Однако, учитывая изношенность коммунального фонда, сложность внедрения приборов учета энергоресурсов, проведение ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства не может коренным образом переломить ситуацию в данной сфере.
В целях развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо:
- внедрение механизмов концессионных соглашений;
- внедрение современных автоматизированных систем учета энергоресурсов, энергозатрат в системе жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие рынка услуг управляющих компаний;
- обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального хозяйства;
- предоставление дополнительных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- проведение инвентаризации состояния коммунальных систем в рамках долгосрочных муниципальных программ модернизации жилищно-коммунального хозяйства соответствующих муниципальных образований;
- повышение эффективности использования имущества муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы.