Формы потенциального развития туризма Сахалинской области соответствуют определяемым Всемирной торговой организацией пяти наиболее перспективным направлениям развития туризма в XXI веке:
- приключенческий (экстремальный) туризм;
- морские круизы;
- экологический туризм;
- культурно-познавательный туризм;
- тематический (событийный, конгрессно-деловой и т.д.) туризм.
Основные экскурсионно-туристские зоны области:
- Южно-Сахалинск - Корсаков - Невельск - Долинск;
- Александровск-Сахалинский - Тымовское - Поронайск - Оха - Ноглики;
- Курильские острова (Шикотан, Кунашир, Итуруп).
В структуре всех затрат по реализации турпакетов Сахалинской области значительную долю занимают затраты:
- по размещению - 28%;
- на транспортное обслуживание - 16%;
- на питание - 9,6%.
Въезд туристов в область носит ярко выраженный сезонный характер - лето и осень. Невостребованным остается такое уникальное явление сахалинской природы, как обилие снега при мягкой зиме. В то же время в области начинают оборудоваться горнолыжные спуски, очень мало баз отдыха, отвечающих современным требованиям.
Сахалинская область является привлекательной территорией для развития экологически ориентированного туризма. Но пока область занимает 3 - 4-е место в Дальневосточном федеральном округе по уровню развития туристской индустрии. Главные причины такого отставания:
- суровые природно-климатические условия;
- сложная транспортная доступность и значительные транспортные издержки для туристов;
- неразвитая сеть бальнеологических и специальных средств размещения;
- слабая реклама культурно-исторических объектов посещения;
- отсутствие возможности реализации прямого безвизового сообщения с Китаем и ограниченный объем безвизового сообщения с Японией, территорией Южных Курил;
- неразвитость инфраструктуры туризма "выходного дня".
Наибольший экономический эффект въездного и внутреннего туризма получается от многодневных туров, так как это позволяет:
- увеличить коэффициент загруженности коллективных средств размещения, в частности гостиниц;
- повысить загрузку пунктов общественного питания;
- сформировать спрос на сувенирную продукцию;
- обеспечить спрос на транспортные услуги.
Достижение экономического эффекта требует соответствующего уровня предоставления туристских услуг, что достигается за счет развития инфраструктуры туризма, повышения квалификации персонала.
Для дальнейшего развития конкуренции в сфере туризма необходимо: