РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2009 года N 929-ра
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Распоряжений Правительства Сахалинской области от 03.06.2010 N 377-р, от 24.06.2011 N 429-р, от 09.10.2012 N 750-р, от 25.04.2013 N 284-р)
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р:
1. Утвердить региональную программу действий по развитию конкуренции в Сахалинской области на 2009 - 2015 годы (далее - программа) (прилагается).
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 09.10.2012 N 750-р)
2. Органам исполнительной власти Сахалинской области и структурным подразделениям аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области обеспечить реализацию программы в пределах своей компетенции и направлять доклад о ее реализации в министерство экономического развития Сахалинской области 2 раза в год, до 1 февраля и до 1 сентября.
(п. 2 в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 09.10.2012 N 750-р)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Сахалинской области обеспечить реализацию соответствующих мероприятий программы в пределах своей компетенции и направлять доклад об их реализации в министерство экономического развития Сахалинской области в сроки, установленные пунктом 2 настоящего распоряжения.
(п. 3 в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 09.10.2012 N 750-р)
4. Исключен. - Распоряжение Правительства Сахалинской области от 25.04.2013 N 284-р.
Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Распоряжений Правительства Сахалинской области от 03.06.2010 N 377-р, от 24.06.2011 N 429-р, от 09.10.2012 N 750-р)
(в редакции Распоряжения Правительства Сахалинской области от 09.10.2012 N 750-р) (введен Распоряжением Правительства Сахалинской области от 03.06.2010 N 377-р)
Наименование Программы Региональная программа действий по развитию
конкуренции в Сахалинской области на
2009 - 2015 годы (далее - Программа)
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 09.10.2012
N 750-р)
Основание для разработки Распоряжение Правительства Российской
Программы Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р
Заказчик Программы Правительство Сахалинской области
Разработчик Программы Министерство экономического развития
Сахалинской области
Цель (цели) Программы Создание в Сахалинской области конкурентной
среды во всех секторах жизнедеятельности
Задачи Программы 1. Устранение необоснованных
административных и экономических барьеров
"вхождения" на рынок товаров и услуг.
2. Формирование рыночной среды,
благоприятной для ведения бизнеса, развития
компаний и рынков, наиболее полного
удовлетворения потребностей общества.
3. Совершенствование использования всех
инструментов экономического регулирования.
4. Создание информационной открытости
деятельности органов власти, контролирующих
и надзорных органов, а также хозяйствующих
субъектов с целью создания детального
портрета потребительского поведения, оценки
эффективности деятельности субъектов,
влияющих на уровень конкуренции, и защиты
прав экономических интересов потребителей.
5. Обеспечение возможности производителям
и потребителям товаров и услуг обнаруживать
и использовать пути получения прибыли
Сроки реализации Программы 2009 - 2012 годы
Исполнители Программы Министерство экономического развития
Сахалинской области, министерство
транспорта и дорожного хозяйства
Сахалинской области, министерство сельского
хозяйства, торговли и продовольствия
Сахалинской области, министерство
образования Сахалинской области,
министерство энергетики и
жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской
области, министерство здравоохранения
Сахалинской области, министерство
строительства Сахалинской области,
министерство имущественных и земельных
отношений Сахалинской области, министерство
спорта, туризма и молодежной политики
Сахалинской области, министерство лесного и
охотничьего хозяйства Сахалинской области,
министерство природных ресурсов и охраны
окружающей среды Сахалинской области,
агентство по информационным технологиям и
связи Сахалинской области, региональная
энергетическая комиссия Сахалинской
области, управление Федеральной
антимонопольной службы по Сахалинской
области, органы местного самоуправления
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 09.10.2012
N 750-р)
Планируемые результаты 1. Рост товарооборота.
Программы 2. Увеличение объема выпуска продукции
сельского хозяйства.
3. Рост количества субъектов малого и
среднего предпринимательства.
4. Рост доли производимой продукции
субъектами малого и среднего
предпринимательства в объеме валового
регионального продукта.
5. Снижение количества респондентов,
называющих препятствием при ведении бизнеса
административные барьеры, создаваемые
органами исполнительной власти Сахалинской
области.
6. Увеличение количества жителей
Сахалинской области, удовлетворенных
уровнем информационной открытости органов
государственной власти Сахалинской области.
7. Снижение показателей выдачи предписаний
территориального органа Федеральной
антимонопольной службы по Сахалинской
области за нарушение антимонопольного
законодательства при сопоставимом
количестве проведенных проверочных
мероприятий
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 09.10.2012
N 750-р)
Вопросы развития конкурентных отношений являются составной частью региональной экономической политики. Их решение позволит обеспечить динамичное развитие производства отдельных видов товаров, их реализации в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения.
Индикаторы экономической неэффективности отношений на рынке области (высокая отпускная (розничная) цена на товары по сравнению с соседними территориями, экономическое преимущество ввоза продукции по сравнению с собственным производством, низкая конкурентоспособность региональных товаропроизводителей и т.д.) свидетельствуют о необходимости государственного вмешательства.
Одновременно необходимость принятия мер обусловлена продолжающимся в текущем году ростом цен на основные группы продовольственных товаров, вызванным в том числе влиянием внешней конъюнктуры, недостаточным предложением на рынках отдельных видов продовольственной продукции, наличием высоких и постоянно растущих тарифов на перевозки и энергоносители.
На конкурентоспособности сахалинских и курильских товаропроизводителей, кроме того, сказывается влияние мирового экономического кризиса, и в том числе понижение уровня доступности к кредитным ресурсам.
Абзац исключен. - Распоряжение Правительства Сахалинской области от 03.06.2010 N 377-р.
По итогам 2008 года на территории Сахалинской области осуществляли хозяйственную деятельность 16321 организация, 84 субъекта среднего предпринимательства, 22879 субъектов малого предпринимательства, в том числе 942 малых предприятия, 2325 микропредприятий и 19593 индивидуальных предпринимателя.
Экономический потенциал региона представляет собой совокупность показателей объема отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами участников рынка и объема потребительских расходов (сумма оборота розничной торговли, оборота общественного питания и объема платных услуг населению).
Структура отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами и количества участников рынка по видам экономической деятельности приводится в приложении N 1 к настоящей программе.
Сахалинская область относится к индустриальному региону. В структуре валового регионального продукта по итогам 2008 года промышленность составляет 59,9%, строительство - 10,7%, сельское хозяйство - 1,5%, торговля и общепит - 8,6%. В структуре оборота организаций на промышленность приходится 55,8%, на строительство - 13,8%, на сельское хозяйство - 0,4%.
Среди всех видов экономической деятельности региона наиболее развитой является добыча полезных ископаемых, особенно нефти и газа. В обрабатывающих производствах выделяется производство пищевых продуктов, в особенности переработка водных биологических ресурсов. В сельском хозяйстве региона наиболее развиты растениеводство и молочное животноводство.
Состояние конкуренции в регионе можно оценить путем определения уровня его экономического развития, профильности, специализации, особенностей социальной политики и уровня жизни населения с использованием метода ранжирования (определения весов) в разрезе регионов Дальневосточного федерального округа. Место Сахалинской области в системе отдельных показателей социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа приведено в приложении N 2 к настоящей программе.
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 03.06.2010 N 377-р)
Ключевыми факторами, препятствующими развитию конкуренции в Сахалинской области, в том числе по мнению бизнеса, являются административные барьеры и инфраструктурные ограничения. В числе административных барьеров, по мнению предпринимателей, наибольший сдерживающий фактор - сложность подключения к электрическим сетям, сложность получения разрешений и лицензий.
В целях снятия ограничений в развитии конкуренции в различных секторах экономики островного региона приняты долгосрочные целевые программы, направленные на развитие приоритетных отраслей экономики, в том числе путем развития инфраструктуры, увеличения количества субъектов предпринимательства и реализуемых ими проектов по увеличению производственных мощностей. Также, учитывая особое значение конкурентной среды сахалинских товаропроизводителей для обеспечения продовольственной безопасности островного региона, принята программа мероприятий по развитию конкуренции на товарном рынке Сахалинской области на 2009 - 2011 годы.
Важным фактором в развитии конкуренции является обеспечение сбалансированного развития экономики всех муниципальных образований Сахалинской области, которое в первую очередь обеспечивается снятием инфраструктурных ограничений, а также повышением доступа производителей товаров, работ и услуг депрессивных (муниципальные образования: городской округ "Александровск-Сахалинский район", "Томаринский городской округ", "Городской округ "Вахрушев", "Макаровский городской округ") и отдаленных (муниципальные образования, расположенные на территории Курильских островов) муниципалитетов к основным рынкам сбыта, которые располагаются в южной части острова Сахалин (2/3 населения островного региона).
В этой связи планирование расходов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры (дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.) осуществляется в приоритетном порядке в интересах тех населенных пунктов, где именно эти объекты являются факторами, не позволяющими открывать бизнес или увеличивать его производственный потенциал.
В целях дополнительного стимулирования деловой активности администрация Сахалинской области осуществляет ряд мер финансовой поддержки предприятий. Особое внимание уделяется субъектам малого и среднего предпринимательства, которым осуществляется компенсация части процентной ставки и части лизинговых платежей в повышенном размере по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности.
В рыбной отрасли (в рамках областной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2009 - 2011 годы") и лесопромышленном комплексе (в рамках Стратегии развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области до 2020 года) главными факторами отбора приоритетного проекта, который в том числе рассматривается на предмет предоставления различного вида поддержки, являются наличие планов по организации мощностей по глубокой переработке ресурсов с использованием безотходных и энергосберегающих технологий, новизна проекта для Сахалинской области или ее отдельного муниципального образования, а также количество создаваемых рабочих мест.
В сфере сельского хозяйства (в рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009 - 2012 годы") - создание мощностей, которые позволят обеспечить рост объема продукции сахалинских товаропроизводителей на товарном рынке островного региона.
В угольном комплексе (в рамках концепции долгосрочной целевой программы "Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010 - 2015 годы") проекты будут отобраны по принципу увеличения объемов добычи высококачественного угля, в том числе подземным способом, а также увеличения его экспортных поставок.
В иных отраслях отбор приоритетных инвестиционных проектов происходит в рамках программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2008 - 2010 годы. Критерий - увеличение доли продукции сахалинского производства на областном рынке.
Результатом реализации системы отбора и поддержки приоритетных инвестиционных проектов, а также принимаемых мер по повышению деловой активности и снятию инфраструктурных ограничений в рамках долгосрочных целевых программ является:
- одобрение проектно-сметной документации и начало строительства нового энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, который позволит уменьшить дефицит электроэнергии;
- увеличение пропускной способности порта Шахтерск с 400 тыс. тонн до 1 млн. тонн угля в год;
- осуществление ремонта бесхозяйных электрических сетей;
- строительство и модернизация 9 объектов топливно-энергетического комплекса;
- газификация 3 объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- модернизация и усовершенствование 34 объектов в сфере жилищно-коммунального комплекса;
- строительство и реконструкция 27 объектов транспортного и дорожного хозяйства;
- введение в эксплуатацию 4 рыборазводных заводов на территориях различных муниципальных образований;
- введение в эксплуатацию берегового комплекса по изготовлению продукта сурими стоимостью более 130 млн. рублей и с новыми рабочими местами в количестве 50 человек;
- создание производственных мощностей по добыче сырья и подготовка к реализации проекта по строительству цементного завода;