ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 октября 2013 года N 785-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"

(в редакции Распоряжения Правительства Сахалинской области от 05.06.2017 N 318-р)

В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты, улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, проживающих на территории Сахалинской области:

1. Утвердить региональную программу "Старшее поколение Сахалинской области на 2014 - 2018 годы" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области (Т.В.Карпова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий период предусмотреть финансирование мероприятий Программы в рамках государственных программ Сахалинской области.

3. Установить, что в ходе реализации Программы мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.

4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".

5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2014 года.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И.Трутневу.

Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин


Утверждена
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 30.10.2013 N 785-р

 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"

 (в редакции Распоряжения Правительства Сахалинской области от 05.06.2017 N 318-р)


      Паспорт региональной программы "Старшее поколение Сахалинской области на 2014 - 2018 годы"

Наименование Программы

Региональная программа "Старшее поколение Сахалинской области на 2014 - 2018 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки

Программа разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464 ГС и Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 N ДМ-П12-51

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик Программы

Министерство социальной защиты Сахалинской области

Цели и задачи Программы

Цели:

1. Смягчение социально-экономических последствий мирового экономического кризиса.

2. Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности.

3. Активизация участия пожилых людей в жизни общества.

Задачи:

1. Снижение уровня социальной напряженности, обеспечение условий для социального согласия в обществе, повышение уровня доверия к органам государственной власти.

2. Совершенствование законодательства Сахалинской области в сфере социальной поддержки населения.

3. Обеспечение компенсационных выплат всем льготным категориям граждан.

4. Формирование системы стандартов норм и нормативов социального обслуживания.

5. Укрепление материально-технической базы действующих учреждений социальной защиты населения.

6. Оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях повышения эффективности и качества услуг, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника.

7. Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, среднего и младшего медицинского персонала учреждений социального обслуживания, а также педагогических работников учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - до 100 процентов от средней заработной платы в Сахалинской области.

8. Привлечение негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания.

9. Развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.

10. Формирование эффективной, ориентированной на конечный результат системы предоставляемых социальных услуг, обеспечение их доступности и качества.

11. Сохранение и укрепление здоровья, поддержание жизнеспособности и активности граждан пожилого возраста.

12. Устранение препятствий для интеграции в социальную жизнь лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение равных возможностей лицам с особым социальным статусом и особыми потребностями (инвалидам, пожилым людям) для полноправного их участия в общественной, культурной и политической жизни общества.

13. Разработка комплекса мер, способствующих повышению уровня благосостояния и снижению доли нуждающихся в социальной защите: усиление адресности на основе учета материального положения заявителя, размеров семейного дохода, обеспечение упорядоченности системы льгот, организация информационного обеспечения

Сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2014 - 2018 годы

Основные мероприятия Программы

1. Развитие системы услуг по уходу за пожилыми людьми и предоставлению им различных видов помощи, в том числе сети соответствующих учреждений.

2. Расширение практики использования инновационных методик и форм работы по оказанию неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям, внедрение стационарозамещающих форм и технологий социального обслуживания.

3. Активизация жизнедеятельности и развитие интеллектуального потенциала пожилых граждан (трудовая занятость, занятия в спортивных секциях и кружках, компьютерных классах, по программе университета "Третьего возраста", другое).

4. Содействие развитию государственно-частного партнерства и расширение деятельности некоммерческих общественных организаций по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста.

5. Модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.

6. Активизация деятельности попечительских советов в стационарных учреждениях социального обслуживания.

7. Укомплектование учреждений социального обслуживания квалифицированными кадрами специалистов, осуществление работы по повышению их квалификации и периодической аттестации, повышение заработной платы социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

8. Оказание полноценной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение.

9. Содействие ведению здорового образа жизни, предоставление возможности использования пожилыми людьми спортивных, оздоровительных, рекреационных объектов, в том числе инфраструктуры учреждений общего и профессионального образования.

10. Расширение сети социальных магазинов по продаже гражданам пожилого возраста по льготным ценам товаров первой необходимости.

11. Организация досуга, вовлечение физически активных пожилых людей в общественную и культурную жизнь Сахалинской области, развитие социального туризма

Исполнители мероприятий Программы

Министерство социальной защиты Сахалинской области

Министерство здравоохранения Сахалинской области

Министерство образования Сахалинской области

Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области

Министерство спорта и молодежной политики Сахалинской области

Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области

Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области

Администрации муниципальных образований Сахалинской области

Областные и муниципальные учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта

(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 05.06.2017 N 318-р)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Обновление (совершенствование) законодательства Сахалинской области в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста.

2. Обеспечение проведения мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста.

3. Охват социальными услугами не менее 90% пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании.

4. Создание в муниципальных образованиях Сахалинской области от 3 до 5 пунктов проката средств и предметов ухода за пожилыми гражданами.

5. Обеспечение установленных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.05.2016 N 69 "Об утверждении СП 2.1.2.3358-16. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому режиму работы организаций социального обслуживания".

6. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания.

7. Оптимизация сети учреждений социального обслуживания, максимально удовлетворяющей потребности населения Сахалинской области.

8. 100% обеспечение социальными выплатами граждан пожилого возраста, имеющих право на их получение в соответствии с действующим законодательством.

9. Диспансеризация пожилых людей из числа инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны.

10. Поддержание жизнеспособности и активности граждан пожилого возраста, профилактика заболеваний.

11. Создание условий для беспрепятственного обеспечения пожилых людей лекарственными средствами и техническими средствами реабилитации.

12. Предоставление пожилым людям из числа тружеников тыла санаторно-курортного лечения в лечебно-профилактических учреждениях Сахалинской области.

13. Обеспечение активного досуга пожилых людей с использованием достижений Сахалинской и мировой культуры, организация работы клубов по интересам, проведение конкурсов, выставок.

14. Развитие добровольческой деятельности и волонтерского движения.

15. Привлечение к занятиям физической культурой и спортом физически активных ветеранов спорта и пожилых граждан Сахалинской области.

16. Отражение в средствах массовой информации и периодической печати вопросов, связанных с социальной защитой и социальным обслуживанием пожилых людей, деятельностью органов исполнительной власти и учреждений социального обслуживания, мерами по улучшению жизнедеятельности пожилых людей и повышением качества их жизни, активизация работы по социальной рекламе по проблематике пожилых людей.

17. Повышение заработной платы социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

18. Создание условий для плановой подготовки и периодического повышения квалификации персонала учреждений социального обслуживания; введение в практику проведение семинаров по обмену опытом работы.

19. Содействие занятости граждан старшего поколения путем оказания профориентированных услуг, содействия в поиске подходящей работы и организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования

(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 05.06.2017 N 318-р)

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Сахалинской области


 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Региональная программа "Старшее поколение Сахалинской области на 2014 - 2018 годы" представляет собой продолжение разработанной во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464 ГС и Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 N ДМ-П12-51 региональной программы "Старшее поколение Сахалинской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.02.2011 N 50.

(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 05.06.2017 N 318-р)

Приоритетным направлением деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области является обеспечение высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения, соответствующего уровню наиболее развитых стран.

Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения населения Сахалинской области.

В Сахалинской области, как и во всей Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения численности граждан старшего поколения (женщины 55 лет и старше и мужчины 60 лет и старше).

За последние 7 лет удельный вес граждан старше трудоспособного возраста в общей численности населения Сахалинской области увеличился с 15,9% до 20,3%.

В регионе проживает 100,6 тыс. граждан старше трудоспособного возраста, из них: около 73% приходится на женщин пожилого возраста и 27% - на мужчин.

Выявленная тенденция сокращения трудоспособного населения и увеличения количества пенсионеров и инвалидов требует дополнительных затрат на здравоохранение и социальное обеспечение, указывает на необходимость создания и эффективного функционирования развитой системы социальной защиты населения, способной оказывать различные виды социальной помощи, услуг и социальной поддержки жителям области, опираясь на инновационные технологии и опыт, накопленный в данной сфере мировой практикой.

Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничивается возрастными нарушениями здоровья. У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в преклонном возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров, получающих пенсию по старости, нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют четыре - пять заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы.

Сокращается численность работающих пенсионеров. Главным источником дохода большинства пожилых людей остается пенсия. Уровень и качество жизни пожилых людей значительно ниже, чем у трудоспособного населения. По показателям материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории "традиционно бедных".

В настоящее время на учете в органах социальной защиты Сахалинской области состоит 6398 малоимущих граждан.

Численность региональных получателей мер социальной поддержки составляет 44085 человек. Из них: ветеранов труда - 42087 чел., участников трудового фронта - 1402 чел., реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, - 596 чел.

В рамках совершенствования законодательства Сахалинской области должны быть разработаны и приняты в соответствии с законодательством Российской Федерации законы Сахалинской области, нормативные правовые акты Правительства Сахалинской области и органов исполнительной власти Сахалинской области, предусматривающие правовые нормы, комплексно регулирующие в системе правоотношений "пожилые люди - общество - государство" и направленные на своевременное правовое обеспечение реализации предусмотренных Программой мероприятий.

Социальной группой населения, которую предполагается охватить в рамках настоящей Программы, являются проживающие на территории области ветераны Великой Отечественной войны и лица, внесшие огромный вклад в социально-экономическое развитие Сахалинской области.

Меры социальной поддержки, установленные федеральными нормативными правовыми актами, в неполном объеме удовлетворяют необходимые жилищно-бытовые потребности ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в области. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Сахалинской области в сфере социальной защиты населения была и остается поддержка ветеранов Великой Отечественной войны.

В Сахалинской области по состоянию на 1 января 2013 года проживает 455 участников Великой Отечественной войны, 46 человек награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", 171 бывший несовершеннолетний узник фашизма, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности по линии Пенсионного фонда Российской Федерации и 2527 тружеников тыла.

В целях повышения уровня материального обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны данной категории граждан законодательством Сахалинской области предусмотрены различные дополнительные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета.

В настоящее время имеет место отставание размера материального обеспечения неработающих пенсионеров от величины прожиточного минимума, установленного для данной категории граждан.

Для улучшения материального положения неработающих пенсионеров Правительство Сахалинской области принимает определенные меры. Это в первую очередь касается наиболее заслуженных людей, внесших огромный вклад в социально-экономическое развитие Сахалинской области. Так, 24 гражданам, которым присвоено звание "Почетный гражданин Сахалинской области", производится выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения.

Не оставлены без внимания граждане, которые ранее являлись персональными пенсионерами союзного, республиканского и местного значения. Начиная с 1 января 2004 года они также являются получателями дополнительного ежемесячного материального обеспечения.

Гражданам, награжденным Почетной грамотой Сахалинской области, и гражданам, имеющим календарный трудовой стаж в Сахалинской области не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, получающим трудовые пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", присваивается звание "Ветеран труда Сахалинской области" и производится ежемесячная денежная выплата за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Законом Сахалинской области от 07.12.2009 N 108-ЗО "О региональной социальной доплате к пенсии пенсионерам, проживающим на территории Сахалинской области" неработающим пенсионерам, материальное обеспечение которых меньше величины прожиточного минимума в Сахалинской области, установленного для пенсионеров, производится выплата региональной социальной доплаты.

Предлагаемыми мероприятиями Программы в 2011 - 2013 годах будет продолжена активная работа по материальной и социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны и граждан старшего поколения.

Наиболее тяжелым становится положение пенсионеров в возрасте 71 - 75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых людей. В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Большинство из них не может самостоятельно решить свои проблемы и трудности. Наблюдается потребность в различных видах социального обслуживания.

Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых жителей Сахалинской области: проблемы по состоянию здоровья, малообеспеченность, одиночество. С учетом этого дальнейшее развитие получит система стационарного и полустационарного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.

В системе социальной защиты населения Сахалинской области функционирует 25 учреждений социального обслуживания населения, из которых 10 - учреждения социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов на 1451 место, 13 специализированных учреждений социальной помощи семье и детям, 1 дом ночного пребывания и 1 автономное учреждение медико-социальной реабилитации для социального обслуживания детского (45 мест) и взрослого (50 мест) населения области.

Основная часть зданий, находящихся в оперативном управлении этих учреждений, имеет износ 30 - 50%. Материально-техническая база учреждений социального обслуживания включает более 50 зданий социального и хозяйственного назначения. Часть учреждений социального обслуживания располагаются в приспособленных зданиях, частично деревянных. В этой связи имеется проблема соответствия ряда зданий и помещений социального обслуживания действующим санитарным нормам и правилам. Нуждаются в реконструкции четыре учреждения, в том числе три учреждения - ветхие. Программные мероприятия включают строительство новых учреждений, дополнительных хозяйственных комплексов, проведение ремонтных работ и приобретение основных средств, отвечающих современным требованиям реабилитации.

Норматив обеспеченности местами в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р, выполняется.

Однако несмотря на выполнение социального норматива обеспеченности местами в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, очередь на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания по состоянию на 1 января 2013 года составляла 438 человек (в психоневрологические интернаты - 309 человек, в дома-интернаты общего типа - 129 человек).

Законодательством Сахалинской области определен перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями социального обслуживания.

Внедрение инновационных форм и прогрессивных методик в сфере социального обслуживания населения позволяет значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, а также повысить их доступность.

Для повышения общественной роли пожилого человека, оказания информационной и правовой поддержки, организации досуга, содействия в самореализации, получения новых знаний и услуг по раскрытию творческих возможностей пожилых людей в 2012 году внедрен инновационный проект "Университет старшего поколения". Проект реализуется совместно с Южно-Сахалинским педагогическим колледжем Сахалинского государственного университета и Сахалинской региональной общественной организацией "Ассоциация православных учителей Сахалинской области". В декабре 2012 года состоялся первый выпуск слушателей "Университета старшего поколения".

Кроме того, дает свои положительные результаты реализация новых форм социальной работы, направленных на повышение качества жизни и уровня социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов: "мини-клубы" для пожилых людей, "социальный туризм" и др.

В период 2005 - 2006 годов в связи с принятием учреждений в областную собственность и введением новой системы оплаты труда была проведена оптимизация штатной численности учреждений социального обслуживания Сахалинской области (сокращено более 150 штатных единиц).

При недостатке существующей штатной численности учреждений социального обслуживания Сахалинской области с 2011 года целенаправленно проводится работа по ее оптимизации с учетом реальной потребности в отдельных должностях: сокращены некоторые должности административно-управленческого персонала, введены должности социальных педагогов, санитарок и т.д.

В системе социального обслуживания населения Сахалинской области наблюдается дефицит квалифицированных кадров. В настоящее время учреждения социального обслуживания Сахалинской области укомплектованы кадрами на 91%. Причинами неукомплектованности кадрами являются низкий уровень оплаты труда, специфика работы в учреждениях социального обслуживания (психоневрологического типа), влияющая на психологическое состояние работников.

По состоянию на 1 января 2013 года штатная численность социальных работников учреждений социального обслуживания Сахалинской области составляла 228 единиц.

В 2012 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 18,1 тыс. руб., или 40,9% к уровню среднемесячной заработной платы по Сахалинской области.

В Сахалинской области рынок социальных услуг с участием негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций не развит. Низкая покупательная способность не стимулирует потенциальных инвесторов на данном рынке услуг. Вместе с тем, в регионе имеется практика привлечения благотворителей к разработке и внедрению новых социальных проектов и опыт волонтерского движения.

Программные мероприятия также предусматривают расширение сети социально ориентированных предприятий торговли в муниципальных образованиях Сахалинской области для обеспечения малоимущих слоев населения социально значимыми продуктами питания с минимальной торговой наценкой.

Формирование активной жизненной позиции пожилых людей, вовлечение их в общественную жизнь Сахалинской области будет осуществляться через правовой всеобуч, проведение культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Программа содержит мероприятия для пожилых людей и с участием пожилых людей.

В мероприятиях настоящей Программы нашла свое отражение необходимость обозначения на областном уровне приоритетов в решении проблем граждан старшего поколения, создание им благоприятных условий для реализации прав и законных интересов, полноценного участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни.

Дальнейшая реализация Программы позволит к 2018 году выйти на системный и качественно новый уровень работы по созданию достойных условий жизни для старшего поколения Сахалинской области.


 2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы


Целями Программы являются смягчение социально-экономических последствий мирового экономического кризиса, формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности, активизация участия пожилых людей в жизни общества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»