ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2013 года N 671-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.08.2005 N 331-ПП
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 23.12.2020 N 928-ПП.
____________________________________________________________________
Правительство Мурманской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Мурманской области от 25.08.2005 N 331-ПП "О совершенствовании сети наблюдения и лабораторного контроля Мурманской области и организации взаимодействия между ее учреждениями" (в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 25.04.2013 N 220-ПП и 23.10.2013 N 618-ПП) следующие изменения:
1.1. Пункт 2 изложить в редакции:
"2. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Мурманской области.".
1.2. Пункт 4 изложить в редакции:
"4. Главному управлению МЧС России по Мурманской области (Гусев В.А.) совместно с Государственным областным казенным учреждением "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области" (Захаров А.Р.) организовать подготовку специалистов учреждений СНЛК в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций на базе учебно-методического центра государственного областного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области".".
1.3. Пункты 5, 6, 7, 8, 9 признать утратившими силу.
2. Рекомендовать руководителям учреждений СНЛК, не находящихся в ведомственной подчиненности исполнительных органов государственной власти, принять участие в реализации настоящего постановления.
Губернатор
Мурманской области
М.В.КОВТУН
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 18 ноября 2013 года N 671-ПП
ПОЛОЖЕНИЕ О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Мурманской области.
1.2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Мурманской области (далее - СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Мурманской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
1.3. Координация деятельности учреждений СНЛК Мурманской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Правительства Мурманской области.
Контроль за готовностью учреждений СНЛК к действиям в условиях мирного и военного времени рекомендуется осуществлять главному управлению МЧС России по Мурманской области.
2. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля
Функционирование СНЛК Мурманской области осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом в соответствии с областью аккредитации.
Текущая информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию, учреждение по ведомственной подчиненности.
В режиме повышенной готовности (ухудшение радиационной, химической, микробиологической, сейсмической, гидрометеорологической, производственно-промышленной обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации, террористического акта, угрозе начала ведения боевых действий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и других средах радиоактивных веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств (далее - БС) в концентрациях (уровнях ионизирующего излучения), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (уровни) (далее - ПДК (ПДУ); о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения объектов окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию, учреждение по ведомственной подчиненности и одновременно в органы повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровня.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном виде по существующим каналам связи.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Оперативная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, ОВ, БС, АХОВ в концентрациях (уровнях ионизирующего излучения), значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ); о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения объектов окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию, учреждение по ведомственной подчиненности и одновременно в органы повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровня.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
3. Организация наблюдения и лабораторного контроля
3.1. Основу СНЛК на территории области составляют головные учреждения.
Головные учреждения СНЛК являются силами постоянной готовности Мурманской территориальной подсистемы РСЧС.
Головные учреждения СНЛК:
- отбирают и исследуют пробы, определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС;
- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных ведомственных учреждений СНЛК;
- осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;
- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
Головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которых возлагаются функции головных учреждений СНЛК.
Кроме головных учреждений в структуру СНЛК Мурманской области входят учреждения СНЛК, создаваемые на базах организаций (предприятий) городов и районов области, лаборатории мониторинга окружающей среды и гидрометеорологические посты ФГБУ "Мурманское УГМС", посты радиационного и химического наблюдения (далее - ПРХН) организаций (предприятий), расположенных на территории Мурманской области.
Учреждения СНЛК:
- отбирают и исследуют пробы (передают на исследование в головные учреждения), определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС (в зависимости от оснащения лабораторным оборудованием);
- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на подведомственной территории;
- осуществляют подготовку специалистов СНЛК по разработанным программам.
3.2. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 118" ФМБА России, ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 120" ФМБА России выполняют следующие функции:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения;
- установление вида возбудителей инфекционных заболеваний человека при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в клиническом и/или ином материале (специфическая индикация);
- осуществление идентификации выделенных штаммов патогенных биологических агентов (далее - ПБА);
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб объектов окружающей среды;
- определение степени зараженности контролируемых объектов, исследование проб пищевых продуктов, питьевой воды, пищевого сырья, почвы, воздуха БС, РВ, ОВ и АХОВ;
- осуществление методического руководства подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований (только для ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области).
С целью повышения устойчивости функционирования СНЛК дублером головного учреждения СНЛК ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" назначен филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в городах Кировске, Апатиты и Ковдорском районе".
3.3. Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", Мурманский филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" выполняют следующие функции:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний человека при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды на зараженность известными возбудителями 3 - 4 группы патогенности;
- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ, проведение их предварительной идентификации;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения в районе расположения учреждения;
- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС и доставка их в головное учреждение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
3.4. ЦМС ФГБУ "Мурманское УГМС" выполняет следующие функции:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности;
определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и АХОВ;
- установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах ЧС;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- подготовка специалистов гидрометеорологических постов и лабораторий мониторинга окружающей среды по ведению радиационного и химического наблюдения.
ЦМС ФГБУ "Мурманское УГМС" является ответственным за сбор, хранение, анализ данных радиационного контроля с постов, входящих в Мурманскую территориальную автоматизированную систему контроля радиационной обстановки (далее - МТ АСКРО).
Лаборатории мониторинга окружающей среды и гидрометеорологические посты ФГБУ "Мурманское УГМС" выполняют следующие функции:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности;
- установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в ЦМС ФГБУ "Мурманское УГМС".
3.5. ГОВУ "Мурманская областная ветеринарная лаборатория" выполняет следующие функции:
- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
- установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
- проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
- осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;