РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 марта 2013 года N 274-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ" НА 2013 - 2018 ГОДЫ
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в целях реализации мер, направленных на поэтапное повышение заработной платы работников государственных автономных учреждений отрасли "Социальная политика" Тюменской области:
1. Утвердить Региональный план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения" на 2013 - 2018 годы (далее - "дорожная карта") согласно приложению.
2. Должностным лицам, ответственным за реализацию "дорожной карты", обеспечить выполнение мероприятий в установленные сроки.
3. Департаменту социального развития Тюменской области обеспечить своевременное предоставление отчета о ходе выполнения плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденного приказом Минтруда России от 29.12.2012 N 650, и "дорожной карты", утвержденной настоящим распоряжением, в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Тюменской области, курирующего сферу социальной поддержки и социального обслуживания населения.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ" НА 2013 - 2018 ГОДЫ
1. Мероприятия региональной "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения" на 2013 - 2018 годы направлены на обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, в т.ч. путем перехода на "эффективный контракт".
В настоящее время в Тюменской области уже многое сделано в данном направлении и достигнуты хорошие результаты в таких сферах, как семейная политика, детствосбережение, детский отдых и оздоровление, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и продление их активного долголетия, реабилитация и интеграция в общество людей с ограниченными возможностями.
Сегодня в Тюменской области проживает более 280 тысяч пожилых людей, что составляет 20% от общей численности населения области. По прогнозам аналитиков, на ближайшие 3 - 5 лет доля пожилых людей будет носить устойчивый характер и каждый из них в той или иной форме будет нуждаться в социальной поддержке. За последние годы повысилось качество социальных услуг, оказываемых пожилым людям, 96% которых являются получателями льгот и разнообразных социальных выплат.
Средняя продолжительность жизни с 2007 года увеличилась на полтора года, а рождаемость в регионе стала заметно выше, чем в среднем по России: за последние пять лет она поднялась почти на четверть.
По состоянию на 01.10.2012 в области проживает более 515 тыс. семей, в том числе более 201 тыс. семей с детьми.
С 2008 года увеличилось количество многодетных семей на 55% (с 8791 до 13680). Комплекс мер по поддержке семей, имеющих трех и более детей, способствует ежегодному росту численности многодетных семей, в том числе замещающих, воспитывающих детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 01.01.2013 составила 6634 ребенка. Снижение численности детей данной категории на начало текущего года достигло почти 22% по сравнению с началом 2008 года. С 2007 года увеличилось количество детей, переданных в семьи граждан, с 73% до 90% и, как следствие, в 3 раза сократилось количество детских домов (с 12 ед. до 4 ед.).
Также среди важных результатов - увеличение охвата детей и подростков организованными формами отдыха и оздоровления с 85% до 93%, что является одним из самых высоких показателей в России. Во многом это достигнуто благодаря тому, что работа по различным направлениям организуется в рамках региональных комплексных межведомственных программ.
Принцип системного межведомственного взаимодействия всех отраслей - образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, молодежной, семейной политики и культуры - активно используется для достижения наших стратегических целей. В настоящее время в Тюменской области реализуются такие комплексные межведомственные программы, как программа по повышению качества жизни граждан пожилого возраста "Старшее поколение", региональная программа "Доступная среда", программа действий по улучшению положения детей и охране их прав, программа по организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних и другие.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" разработаны и утверждены соответствующие нормативные акты:
- распоряжением Правительства Тюменской области от 25.09.2012 N 1906-рп утверждена "Комплексная региональная программа действий по улучшению положения детей и охране их прав в Тюменской области на 2012 - 2017 годы". Мероприятия Программы сформированы в рамках основных направлений, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации. Утвержден состав Координационного совета при Губернаторе Тюменской области по реализации Программы;
- приказом департамента социального развития Тюменской области от 10.10.2012 N 300-ап утвержден "План поэтапного совершенствования системы оплаты труда отдельным категориям работников автономных учреждений социального обслуживания населения Тюменской области".
Постоянно актуализируется и совершенствуется региональное законодательство, стандартизирована система социального обслуживания, установлены требования к обязательному объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Стандарты введены на все виды и формы социального обслуживания, действующие в регионе. Социальное обслуживание в области осуществляется по принципу оценки индивидуальных потребностей человека и размера среднедушевых доходов гражданина и его семьи. Предоставляются как бесплатные, так и платные услуги.
Совершенствование существующей адресной социальной поддержки населения в Тюменской области осуществляется по направлению развития системы социальных контрактов, заключаемых между государственными, муниципальными органами и гражданами, нуждающимися в социальной поддержке. Целью контрактной системы является повышение социальной ответственности граждан, использование ими собственного потенциала для преодоления трудной жизненной ситуации, снижение социального иждивенчества.
В регионе функционирует оптимальная сеть учреждений социальной защиты населения, включающая в себя 52 автономных учреждения. Правительством области реализуются мероприятия по модернизации сети учреждений и укреплению их материально-технической базы, что позволило привести все учреждения в нормативное состояние.
Финансирование учреждений осуществляется на основании государственного задания, ориентированного на достижение показателей эффективности (объем, качество услуг, степень удовлетворенности и т.д.). Количество граждан, определенных в задании, полностью покрывает потребность населения области в оказании социальных услуг.
Внедрение современных инновационных технологий и форм работы, в т.ч. и менее затратных форм (стационарозамещающие формы), позволяют не только удовлетворять потребность населения в получении услуг в привычной домашней обстановке, но и сокращают бюджетные расходы, при этом сохраняя достаточно высокую эффективность результатов внедрения.
Например, в настоящее время в области полностью решена проблема очередности помещения граждан пожилого возраста и инвалидов в дома-интернаты, срок ожидания путевки не превышает срока сбора пакета документов.
Помимо этого, в последнее время осуществляется активное взаимодействие с общественными институтами, организация совместной деятельности с некоммерческими организациями, в том числе и в рамках реализации Комплексной региональной программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на социальную поддержку отдельных категорий граждан в Тюменской области на 2011 - 2013 годы".
В рамках реализации данной программы осуществляется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, прошедших соответствующий конкурс на региональном уровне и получивших право на субсидии из областного бюджета.
Кроме этого, в Тюменской области ведется системная работа по укреплению институтов гражданского общества. Конструктивное взаимодействие и постоянный диалог органов государственной власти области и общественности осуществляется в рамках работы консультативных коллегиальных органов, таких как Гражданский форум Тюменской области, Общественный Совет по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов в Тюменской области, городские общественные советы и многие другие.
2. Несмотря на то, что в регионе достигнуты определенные результаты, сохраняется необходимость совершенствовать наработанные практики и технологии работы с пожилыми людьми, улучшать качество предоставления социальных услуг, реализовывать современную кадровую политику.
С учетом старения населения, роста числа одиноких и одиноко проживающих инвалидов старшей возрастной категории вероятен рост потребности в социальных услугах. В настоящее время в области обеспечена доступность востребованных жизнеобеспечивающих социальных услуг. Отсутствует очередность в стационары и на надомное обслуживание для пожилых и инвалидов, полностью реализуется потребность в социальном обслуживании несовершеннолетних и их семей.
За счет расширения количества стационарных коек в государственных учреждениях социального обслуживания и сети надомного государственного обслуживания, а также за счет создания механизмов привлечения частных структур и общественных организаций к выполнению государственного заказа отсутствие очередности на социальные услуги для пожилых и инвалидов будет сохранено и в дальнейшем.
В настоящее время в регионе недостаточно развит рынок социальных услуг. Отсутствие рынка социальных услуг при расширении спектра и повышении требований к качеству их предоставления не позволяет задействовать механизмы конкуренции. Важным аргументом в пользу развития негосударственного сектора социального обслуживания является реальная возможность привлечения частных инвестиций и внедрения передового отечественного и зарубежного опыта управления в сфере предпринимательства и государственно-частного партнерства.
Решение этой проблемы включено в мероприятия "дорожной карты".
Социальное обслуживание относится к числу сфер деятельности, в которых большую роль играет квалификация специалиста, его знания, профессиональные навыки и личностные качества. Поэтому вопросы кадрового обеспечения, подбора, обучения сотрудников социальных служб, эффективность и результативность их работы имеют первостепенную значимость в обеспечении гарантий предоставления гражданам социальных услуг должного объема и высокого качества.
Немаловажной и одной из основных проблем в социальной защите является уменьшение численности работников, отток кадров в коммерческие структуры, увеличение численности персонала пенсионного и предпенсионного возраста, в том числе и в связи с низким уровнем заработной платы в отрасли (в 2012 году средняя отраслевая заработная плата составила 19017 руб., средняя заработная плата в регионе 28300 руб.).
Низкий уровень заработной платы наблюдается среди категорий работников, непосредственно обеспечивающих предоставление социальных услуг - социальных работников, среднего и младшего медицинского персонала (в 2012 году 14188 руб.).
Достаточно напряженная ситуация с врачами и педагогическими работниками, осуществляющими свою деятельность в учреждениях социального обслуживания. Более высокий уровень заработной платы в смежных отраслях экономики региона (здравоохранение и образование) является главным фактором в выборе типа учреждения для данных сотрудников.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
3. Целями "дорожной карты" являются:
3.1. Обеспечение качества и доступности государственных услуг социального обслуживания, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина.
3.2. Актуализация и совершенствование региональной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы в сфере социального обслуживания.
3.3. Оптимизация структуры и штатной численности учреждений, в том числе путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника.
3.4. Повышение к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников учреждений социального обслуживания населения - до 100 - 200 процентов соответственно от средней заработной платы в регионе, начиная с 2013 года.
3.5. Поэтапный переход на "эффективный контракт" руководителей и сотрудников учреждений социального обслуживания.
3.6. Разработка и внедрение независимой системы оценки качества предоставления социальных услуг с привлечением различных общественных организаций и объединений.
3.7. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения (приобретение современного реабилитационного оборудования).
3.8. Совершенствование действующих финансовых нормативов по формированию бюджета учреждений социального обслуживания в соответствии со стандартами и нормативами.
3.9. Развитие внебюджетной деятельности учреждений социального обслуживания.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
4.1. Разработка мероприятий по повышению качества социального обслуживания на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания и выявления существующих проблем в отрасли.
4.2. Актуализация действующей законодательной и нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения.
4.3. Внедрение профессиональных стандартов среди работников учреждений социального обслуживания, приведение должностных обязанностей социальных работников Тюменской области в соответствие с квалификационными характеристиками должности "социальный работник", установленных Минтрудом России.
4.4. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения путем определения единых норм нагрузки на 1 сотрудника, сокращение административно-хозяйственного аппарата учреждений.
4.5. Выявление и сокращение неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, передача отдельных функций и услуг в управление сторонним организациям (аутсорсинг).
4.6. Доведение уровня оплаты труда отдельных категорий работников учреждений социального обслуживания населения в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, согласно приложениям N 1 - 6 (не приводятся) к настоящему Плану.
4.7. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
- реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Тюменской области до 2020 года;
- модернизации и укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;
- реализации мероприятий региональной программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на социальную поддержку отдельных категорий граждан в Тюменской области на 2011 - 2013 годы", привлечения новых социально ориентированных некоммерческих и негосударственных организаций, в том числе благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
- развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;
- развития государственно-частного партнерства в регионе с целью обеспечения конкурентоспособности организаций социального обслуживания и предоставления права выбора гражданину поставщика социальных услуг;
- привлечения граждан, их объединений для разработки независимой системы оценки качества предоставляемых социальных услуг.
5. В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" определены:
Наименование контрольного показателя | Ед. | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Доля граждан, получивших социальные | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Доля детей, оставшихся без попечения | % | 2,35 | 2,30 | 2,25 | 2,25 | 2,25 | 2,25 |
Доля детей, оставшихся без попечения | % | 99,0 | 99,0 | 99,0 | 99,0 | 99,0 | 99,0 |
Доля детей, возвращенных из замещающих | % | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 |
Удельный вес граждан пожилого возраста | % | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
Удельный вес зданий стационарных | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Удельный вес негосударственных | % | 1,8 | 2,6 | 4,4 | 6,7 | 8,8 | 10 |
Удельный вес граждан пожилого | % | 75,1 | 75,2 | 75,3 | 75,4 | 75,5 | 75,6 |
Удельный вес пожилых граждан, | % | 95 | 96 | 97 | 98 | 98 | 98 |
Количество граждан, состоящих в | чел. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |