Действующий

Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий Тюменской области (с изменениями на 12 августа 2024 года)


5.3. Информация о выделении зон, планируемых для создания охотничьих угодий Тюменской области


Охотничьи угодья согласно законодательству Российской Федерации - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности, относящихся к сфере охотничьего хозяйства. При этом охотничьи угодья подразделяются на закрепленные, которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и общедоступные, на которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.


При проектировании охотничьих хозяйств, планируемых в границах районов, первостепенной являлась задача выделить хозяйство (угодье), которое можно рассматривать в качестве полноценной самостоятельной охотхозяйственной единицы.


Следовательно, каждое хозяйство (угодье) должно отвечать следующим основным критериям:


- экологическая емкость территории. Экологическая емкость отдельного хозяйства (угодья) должна удовлетворить территориальным требованиям тех или иных видов охотфауны, на которые в перспективе данное хозяйство может быть ориентировано (размер индивидуального или группового участка обитания, сезонные и суточные перемещения, наличие кормовых, гнездопригодных и защитных стаций и т.д.);


- территориальная достаточность. Угодье должно иметь оптимальную площадь, позволяющую обеспечить в дальнейшем его полноценного хозяйственное использование. То есть площадь хозяйства должна превышать определенный минимальный спрос, позволяющий обеспечить хозяйственно целесообразную территориальную пропускную способность (посещаемость охотниками), и, как следствие, экономическую эффективность данного охотничьего хозяйства;


- управляемость территории. Обеспечивается путем выделения под отдельное хозяйство (угодье) территорий, имеющих сравнительно компактную конфигурацию. Весь комплекс охотхозяйственных мероприятий гораздо эффективнее экономичнее выполнять именно в хозяйствах компактной конфигурации. Если же хозяйство имеет сложный периметр внешних границ или слишком большую протяженность, то это создаст в дальнейшем целый ряд сложностей при его охотхозяйственной эксплуатации, понижая рентабельность угодья. Кроме того, управляемость хозяйства обеспечивается и его оптимальной площадью, зависящей от природно-климатических характеристик конкретной территории. Слишком большие по площади угодья, как показывает практика, не позволяют интенсивно вести охотничье хозяйство на всей территории угодья. Зачастую в большом угодье хозяйствующий субъект фактически использует лишь определенную часть территории хозяйства, на которой интенсивно выполняются биотехнические мероприятия, а остальные участки хозяйства эксплуатируются экстенсивно;


- наличие четких и поставленных ориентиров границ угодья. Данный критерий не является первостепенным, однако обязательность его соблюдения определена приказом Минприроды России N 306 от 06.08.2010 (пункт 4).


На территории области насчитывается 68 охотпользователей (юридические лица, общественные организации, некоммерческие партнерства, индивидуальные предприниматели), за которыми закреплено 5 223,6 тыс. га, или 33% пригодных охотничьих угодий области. Леса зеленых зон и территории особо охраняемых природных территорий составляют в сумме 1138,1 тыс. га, или 7,2% от площади пригодных охотничьих угодий области


Площадь открытых для охоты угодий составляет 9 451,2 га, или 59,8% от общей площади пригодных для обитания охотничьих угодий. Таким образом, площадь общедоступных охотничьих угодий в 3 раза выше доли площади субъекта Российской Федерации, установленной ст. 7 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2009 (с изм. от 06.12.2011) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Большая площадь общедоступных охотничьих угодий позволяет планировать создание новых закрепленных охотничьих угодий посредством проведения аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений. Создание новых закрепленных охотничьих угодий обосновано еще и тем, что на переданных в пользование территориях значительно выше уровень охраны охотничьих угодий и проведения биотехнических мероприятий, чем в общедоступных угодьях. В результате активной работы охотпользователей в закрепленных охотничьих угодьях значительно увеличивается численность (и плотность населения) охотничьих животных, что собственно и является одной из основных целей ведения охотничьего хозяйства.


В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 137 от 18.05.2012 "Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по Тюменской области максимальная площадь охотничьих угодий определена в размере не более 200 тыс. га.


С учетом вышеизложенного на территории, открытых для охоты угодий Тюменской области планируется две зоны перспективного создания охотничьих угодий: общедоступных и закрепленных.


Общедоступные угодья выделены как отдельные единицы для каждого района с присвоением номера. В большинстве районов участок представляет собой два и более угодья, разделенных ООПТ, зелеными зонами, существующими охотничьими угодьями и прочими территориями. Краткая характеристика среды обитания с описанием границ смежеств участков приведена в приложении N 12 к настоящей "Схеме...". Описание границ для обязательности соблюдения приказа Минприроды России N 306 от 06.08.2010 приводится для каждого района области в отдельно разработанных "Схемах..." по 22 районам Тюменской области.


(в ред. постановления Губернатора Тюменской области от 08.07.2019 N 97)