Для анализа состояния молодежного добровольчества важно учитывать:
механизмы поддержки и развития молодежного добровольческого движения;
деятельность некоммерческих организаций в данной сфере, их взаимодействие с органами государственной власти и иными субъектами правоотношений;
проблемы в области развития молодежного добровольчества.
В 2011 году Кабинетом Министров Республики Татарстан была утверждена Концепция развития добровольческого движения в Республике Татарстан на период до 2013 года, которая определила основные понятия, используемые в сфере добровольчества, направления добровольческой деятельности, механизмы развития и поддержки добровольческого движения, а также ожидаемые результаты. Концепция заложила основы системы поддержки и развития молодежного добровольческого движения. Благодаря ей были достигнуты следующие результаты:
на законодательном и нормативно-правовом уровне: внесены изменения в Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан", которые определили, что поддержка добровольчества является одним из приоритетных направлений молодежной политики в Республике Татарстан; принято постановление Правительства Республики Татарстан, которое регламентировало системы нематериальной поддержки лиц, занимающихся добровольческой деятельностью, повышения квалификации специалистов, занимающихся развитием добровольчества, и "Личную книжку добровольца". На уровне муниципальных образований нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы добровольчества, приняты в Бугульминском, Альметьевском и Лениногорском муниципальных районах;
на инфраструктурном уровне: количество молодежных и детских объединений за время реализации Концепции выросло и составило на 1 января 2013 года 803, в том числе 4 организации, зарегистрированные в органах юстиции (в 2010 - одна). Активно работают 11 муниципальных добровольческих центров на общественных началах в г. г. Казани, Набережные Челны, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, Чистополе, Заинске, Болгаре, Елабуге, селах Верхний Услон и Пестрецы, что на 9 больше по сравнению с 2010 годом. Во всех муниципальных образованиях определены центры ответственности за развитие и поддержку добровольческого движения;
на уровне вовлеченности молодых граждан в решение проблем современного общества: количество молодых добровольцев в возрасте от 14 до 30 лет выросло на 19 тысяч человек и составило 49 тысяч, что в целом говорит о повышении уровня общественной активности молодежи Республики Татарстан;
на уровне подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани: количество желающих стать волонтером Универсиады превысило 50 тысяч человек, из них на конкурсной основе было отобрано 20 тысяч. Команда волонтеров Универсиады активно и эффективно участвовала в проведении игр, что было неоднократно отмечено руководством ФИСУ, Российской Федерации и Республики Татарстан;
на уровне общественного признания добровольцев: стали ежегодными республиканский конкурс "Доброволец года", победитель которого выдвигается на получение стипендии Президента Российской Федерации для талантливой молодежи, и специальная номинация республиканского конкурса "Благотворитель года";
на уровне грантовой поддержки добровольческих объединений: в 2012 году при поддержке Правительства Республики Татарстан состоялся республиканский конкурс поддержки добровольческих инициатив "Алга" с грантовым фондом 800 тыс. рублей, что позволило реализовать 11 добровольческих проектов. Кроме того, с 2012 года проходит конкурс малых грантов для центров межрегионального движения "Волонтер" при поддержке благотворительного фонда "Махеев", с 2013 г. в г. Набережные Челны - конкурс добровольческих проектов "Территория эффективных решений". Добровольческие организации, прошедшие регистрацию в органах юстиции, наряду с другими НКО имеют право получить грантовую поддержку в рамках республиканских и федеральных конкурсов;
на уровне организации сетевого взаимодействия: стали ежегодными такие мероприятия, как республиканские добровольческие акции "Весенняя неделя добра", "Добровольцы детям", мероприятия к Международному дню добровольца; ежегодно реализуются не менее 5 крупных добровольческих сетевых проектов, таких как "Уроки добра", "Сессия здоровья", Межрегиональная практическая академия социального менеджмента, "Семьфония жизни", фестиваль творчества воспитанников детских домов и социальных приютов "Варенье". Республиканскими мероприятиями и сетевыми проектами охватываются не менее 35 муниципальных образований республики, только в рамках Весенней недели добра помощь оказывается более чем 40 тысячам благополучателей. Этот факт позволяет говорить о большом кумулятивном эффекте добровольчества, в том числе в экономику республики;
на уровне информационно-методического обеспечения деятельности добровольцев: организована работа сайта http://dobrovolets.tatarstan.ru, содержащего такие разделы, как новости, информация о проектах и конкурсах, библиотека, и т.д., РМОО "Центр развития добровольчества" подготовлено и издано более 10 информационно-методических сборников по организации работы добровольцев, реализации добровольческих инициатив и т.д.;
на уровне подготовки молодежи к ведению добровольческой деятельности: сформирована система обучения, которая состоит из следующих компонентов: обучение для новичков, тех, кто не имеет опыта добровольческой работы (летняя школа "Доброград", обучающие интерактивные занятия на базе добровольческих центров и объединений), обучение координаторов добровольческой деятельности (Зимняя добровольческая школа, Межрегиональная практическая академия социального менеджмента, городская школа добровольцев г. Набережные Челны, муниципальные добровольческие школы), семинар-совещание для ответственных за развитие добровольчества в муниципальных образованиях и курсы повышения квалификации для специалистов сферы добровольчества.
Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в сфере развития молодежного добровольчества в Республике Татарстан, как и в целом по стране, существует совокупность проблем, наличие которых не позволяет максимально использовать потенциал добровольчества:
отсутствует нормативная правовая база на уровне муниципальных образований Республики Татарстан, что не позволяет в полной мере оказывать поддержку и развивать добровольческое движение на уровне муниципального образования с учетом особенностей территории;
отсутствует научное сопровождение деятельности добровольческих объединений и центров, включая системный анализ сферы с использованием социологических, экономических и иных форм оценки, использование практической деятельности добровольцев при написании научных и зачетных работ студентов, а также добровольческих объединений, центров и организаций для проведения практики студентов;
отсутствует единый информационный банк о добровольческом движении Республики Татарстан, размещенный в свободном доступе;
недостаточно развиты механизмы системной поддержки добровольческой деятельности, в том числе грантовой;
в половине муниципальных образований практически отсутствует инфраструктура развития и поддержки добровольчества;
слабое взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса в вопросах развития и поддержки добровольческой деятельности;
низкая активность средств массовой информации в освещении добровольческих инициатив;
отсутствие системы мотивации, элементов позитивного имиджа добровольца.